Y обучающие: анализируя текст рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», научить школьников характеризовать героев литературного произведе- ния по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; y развивающие: развивать умение обучающихся ори- ентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, ар- гументированно отстаивать свою точку зрения; y воспитательные: формировать нравственную по- зицию обучающихся; закладывать основы нравствен- ного поведения; развивать эмпатию как сочувствовать, сопереживать; прививать эстетиче- ские ценности; воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур и народов; про- буждать интерес семиклассников к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве лично- сти, к творчеству Л. Н. Толстого — классика русской и всемирной литературы. Оборудование: на одной из досок мелом нарисова- ны герои рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин и Дина на фоне гор, на второй — написаны тема урока, эпиграф, начерчены два пересекающихся круга (заготовка диаграммы Венна); тексты рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», рабочие тетради, цветная бумага, клей, ножницы, листы бумаги формата А4. Тип урока: урок изучения нового материала. Насколько человек побеждает страх, настолько он человек. Т. Карлейль ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА Вступительное слово учителя — В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить художественное развитие человечества. Всё новые и новые поколения нахо- дят в них отклик своим мыслям и чувствам, наде- ждам и тревогам. К таким вечным нашим спутни- кам принадлежат великие творения классика рус- ской и всемирной литературы Льва Толстого. Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, бо- лее сложного, противоречивого и во всём прекрас- ного…» Согласиться или оспаривать эту мысль можно, только знакомясь с творчеством писателя. Сегодня мы будем говорить о замечательном про- изведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы,— рассказе «Кавказский пленник», написанном в марте 1872 года. ІII. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психологический эксперимент Методический комментарий. Прежде чем начать обсуждение эпиграфа, учитель просит нескольких школьников выйти к доске. Обычно выходят не- многие, ведь непонятно, зачем. Беседуя с ними, учитель акцентирует внимание на том, что реше- ние они приняли самостоятельно, оказавшись пе- ред выбором: выходить к доске или остаться за пар- той. Таким образом подводим обучающихся к мы- сли о том, что в жизни человека часто возникает проблема выбора. Какое решение он принимает в сложной ситуации, зависит исключительно от его духовных качеств и от того, насколько он может по- бороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова То- маса Карлейля, британского писателя, публициста, историка и философа, и предлагаем обучающимся разобраться в справедливости этого высказывания, работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказ- ский пленник». IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Ролевая игра «Интервью с писателем» Методический комментарий. Игра позволит вос- становить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя, связанные с исто- рией написания рассказа «Кавказский пленник». Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, дру- гие — задают ему вопросы. Возможные вопросы и предполагаемые ответы У ч а щ и й с я. Какие исторические события лег- ли в основу произведения? Толстой. В середине ХIХ в. на Кавказе шла кровопролитная война, которая продолжалась бо- лее 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоёвывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьёзное сопротивле- ние. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и лег- ли в основу многих моих кавказских произведений, в частности рассказа «Кавказский пленник». У ч а щ и й с я. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?
Повесть Владимира Короленко "В дурном обществе" рассказывает о дружбе детей из разных социальных классов. Вася - сын судьи, подружился с Валеком и Марусей, детьми нищего Тыбурция Драба. Безусловно, для Васи эти дети считались "дурным обществом", то есть неподходящей компанией, эта дружба стала для Васи настоящей отдушиной.
Хотя Вася и был из зажиточной семьи, он был несчастным ребенком - он был одинок. Васина мама умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Судья так сильно горевал по жене, что почти перестал обращать внимание на старшего сына и любил только младшую дочь Соню, похожую на покойную мать. Вася целые дни проводил на улицах городка Княжье-Вено, где они жили. Ему не хотелось возвращаться домой.
Однажды Вася с приятелями решили посмотреть, что находится внутри полуразрушенной часовни, и влез внутрь. Приятели убежали, а Вася познакомился с Валеком и Марусей. Так началась их дружба.
Вася очень привязался к Валеку и особенно маленькой Марусе, ровеснице его сестренки Сони. Маруся тяжело болела, потому что, по словам Валека "серый камень высасывал из нее жизнь". Вася как мог старался друзьям, и даже принес Марусе красивую куклу, но это не не Девочке лишь ненадолго стало лучше, но потом она все равно умерла. Обман с куклой раскрылся, васин отец был в ярости, но мальчик не выдал своих друзей. Куклу вернул Тыбурций и сообщил о смерти Маруси. Тогда васин отец понял, что его сын - добрый и милосердный человек, а вовсе не "негодный мальчишка".
Повесть Владимира Короленко "В дурном обществе" рассказывает о дружбе детей из разных социальных классов. Вася - сын судьи, подружился с Валеком и Марусей, детьми нищего Тыбурция Драба. Безусловно, для Васи эти дети считались "дурным обществом", то есть неподходящей компанией, эта дружба стала для Васи настоящей отдушиной.
Хотя Вася и был из зажиточной семьи, он был несчастным ребенком - он был одинок. Васина мама умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Судья так сильно горевал по жене, что почти перестал обращать внимание на старшего сына и любил только младшую дочь Соню, похожую на покойную мать. Вася целые дни проводил на улицах городка Княжье-Вено, где они жили. Ему не хотелось возвращаться домой.
Однажды Вася с приятелями решили посмотреть, что находится внутри полуразрушенной часовни, и влез внутрь. Приятели убежали, а Вася познакомился с Валеком и Марусей. Так началась их дружба.
Вася очень привязался к Валеку и особенно маленькой Марусе, ровеснице его сестренки Сони. Маруся тяжело болела, потому что, по словам Валека "серый камень высасывал из нее жизнь". Вася как мог старался друзьям, и даже принес Марусе красивую куклу, но это не не Девочке лишь ненадолго стало лучше, но потом она все равно умерла. Обман с куклой раскрылся, васин отец был в ярости, но мальчик не выдал своих друзей. Куклу вернул Тыбурций и сообщил о смерти Маруси. Тогда васин отец понял, что его сын - добрый и милосердный человек, а вовсе не "негодный мальчишка".