История создания первой сатиры Кантемира до сих пор окончательно не прояснена. Известно, что ранняя редакция произведения была создана поэтом в 1729 году в Петербурге, в 1732–1738 годах в Лондоне она была существенно переработана, а окончательный вариант её сложился к 1743 году, в период пребывания Кантемира в Париже. Хрестоматийный текст сатиры, известный каждому образованному человеку, следует датировать не 1729 годом, как принято в учебной литературе, а концом 30-х — началом 40-х годов XVIII века, когда развитие русской поэзии определяли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.С точки зрения литературного мастерства окончательная редакция первой сатиры превосходит сочинение начинающего поэта. Кантемир серьёзно изменил композицию произведения ("средник" сатиры стал состоять из трёх частей вместо двух) и систему образов (появилось деление героев на имеющих имена и безымянных). Кроме этого, в сатире активизировалась авторская позиция, ибо каждому из антигероев давалась нравственно или социально ориентированная характеристика. Образ епископа, ранее открывавший галерею "хулящих учения", видимо, по цензурным соображениям был перемещён в середину произведения, уступив место Критону. Однако это лишь усилило антиклерикальную направленность сатиры, так как часть архиерейских "речений" стала звучать из уст светского человека, вставшего на защиту традиционного уклада жизни, привилегий Церкви и священнослужителей. Изменение порядка следования образов привело к сближению первой и второй сатир Кантемира, подчеркнуло главную задачу их автора — воспитание русского дворянства. Традиционный образ скупца у Кантемира превращается в яркий, запоминающийся образ прагматично мыслящего русского помещика Силвана, сознательного "недоросля", радеющего только о собственной и сиюминутной выгоде. Опасность его для науки велика, ибо Силван осознаёт себя защитником государственных интересов:Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет, Гражданству вредным весьма безумством звать смеет
Уточним, сначала о каких трех поездках речь. Ехал себе Илья и попал к Латырь-камню (Алатырь - центр мира в славянской мифологии). На нем, как водится, надписи о том, что поедешь по первой дорожке убит будешь, по второй - женишься, по третьей богатым будешь. Вот он и ездил по очереди по этим дорожкам и совершал подвиги.Поехал он по первой и встретил 40 тысяч разбойников и шлемом побил их, даже на семя не оставил. Поехал по второй и увидел красну девицу. Она завлекая добрых молодцов богатырей обманом пленяла их. Он выпустил 12 богатырей. Поехал по третьей нашел богатства и раздал их бедным и нищим. Что это дало государству? Во-первых, Муромец государственный человек служащий государству и государю. Любое благое дело, совершенное им совершается и от имени государства, прославляя его. Во-вторых, исчезла угроза в лице 40 тысяч разбойников на границе, которые затрудняли общение с иными государствами, а могли устраивать и набеги. Освобождены богатыри, которые в русском государстве служили государству. Государственный человек раздал богатства бедным, подняв авторитет государства среди его жителей, снизив, тем самым внутреннее напряжение. И итоговая надпись на камне «И как очищена эта дорожка прямоезжая» говорит о том, что Илья понимает свою жизнь как служение государству.
Гражданству вредным весьма безумством звать смеет
И итоговая надпись на камне «И как очищена эта дорожка прямоезжая» говорит о том, что Илья понимает свою жизнь как служение государству.