Полицейский надзиратель Очумелов и рыжий городовой Елдырин идут через базарную площадь. Вдруг до них доносятся возмущённые вопли и собачий визг. Они видят, как из дровяного склада, оглядываясь, выбегает собака на трёх ногах, за которой бежит полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин. Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них, «словно из земли выросши», собирается толпа. В центре толпы — Хрюкин, демонстрирующий окровавленный палец и пойманного им щенка.
Очумелов и городовой идут разбираться в произошедшем. Хрюкин жалуется полицейскому, что собака его укусила. Очумелов грозится оштрафовать хозяина пса и истребить собаку. Узнав, что это собака генерала Жигалова, полицейский быстро меняет своё мнение и набрасывается на Хрюкина. Елдырин замечает, что у генерала таких собак нет. Очумелов снова меняет своё мнение на противоположное, говорит Хрюкину, чтоб этого дела так не оставлял. Ударившийся в размышления городовой говорит, что, возможно, она и генеральская, он видел похожую на днях во дворе генерала. Очумелов снова меняет мнение, велит Елдырину доставить собаку к Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, нашёл её.
Проходящего мимо генеральского повара Прохора спрашивают, их ли эта собака, на что Прохор отвечает — нет. Очумелов снова жаждет истребить собаку. Повар продолжает говорить, и выясняется, что это собака генеральского брата Владимира Ивановича. Полицейский надзиратель умиляется и даёт Прохору беспрепятственно увести собаку. Толпа смеётся над Хрюкиным, Очумелов грозит ему и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и , и поэмой в прозе.
В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.
Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.
В поэтическом мире А. К. Толстого жанр занимает особо значимую – можно сказать, привилегированную – позицию[i]. Первый известный нам его опыт – «Как филин поймал летучую мышь…» - включен в повесть «Упырь» (1841). В 1840-е гг. создаются фантастические суггестивные с ослабленным сюжетом («Волки», варьирующие «русалочью» тему «Где гнутся над омутом лозы…» и «Князь Ростислав»), , использующие исторический материал в лирическом ключе («Курган», «Ночь перед приступом») и собственно исторические («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). Как это характерно для Толстого, жанр проходит испытание на прочность в пародиях (прежде всего – «прутковских»). Плодотворный опыт фольклорных стилизаций в лирике и сатире второй половины 1850-х годов формированию поздней толстовской , где, трансформируя, интерпретируя и «договаривая» традиционные (былинные или летописные) сюжеты, поэт осмысливает актуальные политические и социокультурные проблемы своего времени в контексте своеобычных историософии и эстетики. Ряд этих – «универсальных» по смыслу и резко индивидуальных по авторскому тону - открывается «Змеем Тугариным» (1867) и продолжается «Тремя побоищами» (1869), «Песней о походе Владимира на Корсунь» (1869), «Потоком-богатырем» (начало 1871) и четырьмя опусами («Илья Муромец», диптих «Порой веселой мая…» и «Сватовство», «Алеша Попович»), написанными при очевидном творческом подъеме весной-летом 1871 года[ii]. В ноябре того же года Толстой начинает и лишь в марте следующего заканчивает «Садко», на рубеже 1872-73 работает над «Канутом» и «Слепым». Более к поэт не обращался[iii].
Объяснение:
Полицейский надзиратель Очумелов и рыжий городовой Елдырин идут через базарную площадь. Вдруг до них доносятся возмущённые вопли и собачий визг. Они видят, как из дровяного склада, оглядываясь, выбегает собака на трёх ногах, за которой бежит полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин. Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них, «словно из земли выросши», собирается толпа. В центре толпы — Хрюкин, демонстрирующий окровавленный палец и пойманного им щенка.
Очумелов и городовой идут разбираться в произошедшем. Хрюкин жалуется полицейскому, что собака его укусила. Очумелов грозится оштрафовать хозяина пса и истребить собаку. Узнав, что это собака генерала Жигалова, полицейский быстро меняет своё мнение и набрасывается на Хрюкина. Елдырин замечает, что у генерала таких собак нет. Очумелов снова меняет своё мнение на противоположное, говорит Хрюкину, чтоб этого дела так не оставлял. Ударившийся в размышления городовой говорит, что, возможно, она и генеральская, он видел похожую на днях во дворе генерала. Очумелов снова меняет мнение, велит Елдырину доставить собаку к Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, нашёл её.
Проходящего мимо генеральского повара Прохора спрашивают, их ли эта собака, на что Прохор отвечает — нет. Очумелов снова жаждет истребить собаку. Повар продолжает говорить, и выясняется, что это собака генеральского брата Владимира Ивановича. Полицейский надзиратель умиляется и даёт Прохору беспрепятственно увести собаку. Толпа смеётся над Хрюкиным, Очумелов грозит ему и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и , и поэмой в прозе.
В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.
Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.
В поэтическом мире А. К. Толстого жанр занимает особо значимую – можно сказать, привилегированную – позицию[i]. Первый известный нам его опыт – «Как филин поймал летучую мышь…» - включен в повесть «Упырь» (1841). В 1840-е гг. создаются фантастические суггестивные с ослабленным сюжетом («Волки», варьирующие «русалочью» тему «Где гнутся над омутом лозы…» и «Князь Ростислав»), , использующие исторический материал в лирическом ключе («Курган», «Ночь перед приступом») и собственно исторические («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). Как это характерно для Толстого, жанр проходит испытание на прочность в пародиях (прежде всего – «прутковских»). Плодотворный опыт фольклорных стилизаций в лирике и сатире второй половины 1850-х годов формированию поздней толстовской , где, трансформируя, интерпретируя и «договаривая» традиционные (былинные или летописные) сюжеты, поэт осмысливает актуальные политические и социокультурные проблемы своего времени в контексте своеобычных историософии и эстетики. Ряд этих – «универсальных» по смыслу и резко индивидуальных по авторскому тону - открывается «Змеем Тугариным» (1867) и продолжается «Тремя побоищами» (1869), «Песней о походе Владимира на Корсунь» (1869), «Потоком-богатырем» (начало 1871) и четырьмя опусами («Илья Муромец», диптих «Порой веселой мая…» и «Сватовство», «Алеша Попович»), написанными при очевидном творческом подъеме весной-летом 1871 года[ii]. В ноябре того же года Толстой начинает и лишь в марте следующего заканчивает «Садко», на рубеже 1872-73 работает над «Канутом» и «Слепым». Более к поэт не обращался[iii].