Сказка о Маленьком принце — притча. Она предельно аллегорична. Можно бесконечно зарываться в глубины смысла, подыскивать то или иное объяснение образа. Например, баобабы, которые нужно полоть каждое утро — это страсти, если их не вырывать, они разорвут тебя на части. В деловом человеке мы узнаем дельца, занятого добыванием денег ради денег. В короле — монарха царствующего, но не правящего, власть, лишенную силы. История отношений Розы и Маленького принца — конечно, история любви. (Прототипом Розы явилась жена Сент-Экзюпери — Консуэлло). Золотая змейка — смерть.
Главная тема сказки — узы, связывающие людей друг с другом. Узы любви и дружбы, эти «силовые линии» (как сказал бы сам Сент-Экзюпери), которые придают смысл жизни, наделяют человека индивидуальностью. Для счастья надо так немного — глоток воды, цветок, друга. Главное, чтобы ты сам потрудился, потратил свое время, взрастил в себе чувство — создал узы. Когда вода из колодца соберет в себя жажду, долгий поход к источнику, солнце, сверкающее на ее поверхности, она напоит не только тело, но и душу.
Как непохоже это на жизнь, которую автор называет взрослой. Голоса летчика и Маленького принца сливаются, когда рассказывают об этой «взрослой» жизни, о ее пустоте, бессмысленности. Каждый по-своему, они говорят о том, что суета поглотила настоящую жизнь. Люди экономят на главном, тратят на ненужное. Но как это ни парадоксально, стремление маленького человека выяснить, зачем цветам шипы, важнее чем ржавый болт, который не дает починить самолет.
И все же это очень грустная сказка. Почему? Потому что она рассказывает про смерть, которая разлучит нас друг с другом. Горе и боль расставания звучат в каждом слове на последних страницах книги. Однако утешение придет со временем. Гораздо лучше иметь друга и потерять, чем не иметь вовсе.
Сент-Экзюпери очень скучал по своему детству, по маленькому белокурому мальчику Тонио, который был похож на Маленького принца. А через год после выхода книги скучать пришлось уже его друзьям. Летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери навсегда покинул планету Земля.
Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри - это грузинский ребенок, который попал на Северном Кавказе в плен к русским. Его забрали с собой, но по дороге он заболел и попал на излечение к монахам. Когда ребенок начал понимать русский язык, его стали готовить к постригу. Большое значение Лермонтов придает внутреннему миру мальчика, его душе, что находит наиболее полное отражение в исповеди Мцыри перед старым монахом. Мцыри - из горцев, которые свободолюбие впитывают с молоком матери. Скучные унылые монахи непонятны ему, они тоже не могут понять душу мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темнецей, из которой не выбраться. Одиночество мальчика усиливается тем, что он не знает своей родины, родных: ...Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ - могил! От своих предков, которых никогда не видел, мцыри унаследовал "могучий дух", смелость, выносливость и жажду свободы. Эти природные качества несовместимы с заточением в монастыре. Мцыри не выдерживает. Тоска по дому, по вольной жизни становится невыносимой: Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной. Мцыри видел монахов, которые добровольно отказывались от полноценной жизни, от свободы и обрекали себя на безрадостное существование в монастыре, среди серых стен, унылых пейзажей и безликих людей. Мальчиком овладевает желание "узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Мцыри решает бежать и бежит темной грозовой ночью, когда никто из монахов не выходил и не мог его увидеть. Сама природа мальчику совершить этот побег. Родство с ней юноша чувствует на воле. Недаром Лермонтов сравнивает его с бледным тепличным цветком, выросшим среди серых и угрюмых стен. Но наслаждаться свободой юноше пришлось всего только три дня. Заблудившись в непроходимом лесу, он вернулся к монастырю. За эти три дня, проведенные на воле, юноша понял, что все люди рождены свободными. В ответ на увещевания старого монаха звучит исповедь Мцыри. Он пытается рассказать, что сумрачные стены монастыря – это иллюзия жизни, настоящая жизнь может быть только на воле. Теперь, когда он это испытал, умирать совмем не страшно, единственно чего жаль, так это умирать молодым. Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной, вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод… Мцыри умирает потому, что не может жить в тюрьме, когда глотнул воздуха свободы. Поэтому он должен навсегда расстаться с мечтой о ней. В этом заключается основная идея поэмы. В уста Мцыри Лермонтов вложил свои заветные мысли и чувства. Он тоже рвался душой на свободу, мечтал о ней.
Сказка о Маленьком принце — притча. Она предельно аллегорична. Можно бесконечно зарываться в глубины смысла, подыскивать то или иное объяснение образа. Например, баобабы, которые нужно полоть каждое утро — это страсти, если их не вырывать, они разорвут тебя на части. В деловом человеке мы узнаем дельца, занятого добыванием денег ради денег. В короле — монарха царствующего, но не правящего, власть, лишенную силы. История отношений Розы и Маленького принца — конечно, история любви. (Прототипом Розы явилась жена Сент-Экзюпери — Консуэлло). Золотая змейка — смерть.
Главная тема сказки — узы, связывающие людей друг с другом. Узы любви и дружбы, эти «силовые линии» (как сказал бы сам Сент-Экзюпери), которые придают смысл жизни, наделяют человека индивидуальностью. Для счастья надо так немного — глоток воды, цветок, друга. Главное, чтобы ты сам потрудился, потратил свое время, взрастил в себе чувство — создал узы. Когда вода из колодца соберет в себя жажду, долгий поход к источнику, солнце, сверкающее на ее поверхности, она напоит не только тело, но и душу.
Как непохоже это на жизнь, которую автор называет взрослой. Голоса летчика и Маленького принца сливаются, когда рассказывают об этой «взрослой» жизни, о ее пустоте, бессмысленности. Каждый по-своему, они говорят о том, что суета поглотила настоящую жизнь. Люди экономят на главном, тратят на ненужное. Но как это ни парадоксально, стремление маленького человека выяснить, зачем цветам шипы, важнее чем ржавый болт, который не дает починить самолет.
И все же это очень грустная сказка. Почему? Потому что она рассказывает про смерть, которая разлучит нас друг с другом. Горе и боль расставания звучат в каждом слове на последних страницах книги. Однако утешение придет со временем. Гораздо лучше иметь друга и потерять, чем не иметь вовсе.
Сент-Экзюпери очень скучал по своему детству, по маленькому белокурому мальчику Тонио, который был похож на Маленького принца. А через год после выхода книги скучать пришлось уже его друзьям. Летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери навсегда покинул планету Земля.