Найти средства выразительности, которые понять, что говорится не только про хлеб, но и про формирование родной мовы. хлеб роднай мовышчодрым ім богамляжыць на стале маім бохан —па зярнятку з вякоў назапашаны,у дзяжы ліхалеццяў заквашаны,замяшаны на мудрасці, поцеi апалены духам на подзежыцця! як ніколі я сёння жадзён яму,гэтаму хлебу надзённаму! лусту кладу на настольніцы,крою дзецям: ешце па поўніцы! калі выпадзе з рук — абдзьмухніце,не кідайцеся ім, не тапчыце! наядайцеся змалку уволю,каб ён вечна вам пахродным полем,баравінай, зялёнай лагчынайi рукамі матулі,айчынай!
У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово “былина” вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20 столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг.
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.
Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев.
1)Пусть начнется же эта песнь по былям нашего времени 2)Страсть князю ум охватила,и желание отведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование 3)Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы уже, оседланы у Курска 4)Спозаранок в пятницу потоптали они поганные полки половецкие 5)Быть грому великому,идти дождю стрелами с Дону Великого! 6)В княжеских крамолах жизни людские сокращались 7)На третий день пали стяги Игоревы 8)Тоска разлилась по русской земле 9)А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. 10)Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное 11)На Дунае Ярославин голос слышится 12)Игорю-князю Бог путь указывает из земли половецкой на землю Русскую