Тема судьбы, роковой случайности звучит во многих произведениях Пушкина, но наиболее яркое выражение она нашла в цикле повестей, объединенных названием «Повести Белкина». В повести «Станционный смотритель» случайный проезжий вторгается в жизнь Семена Вырина, ломая ее. Случайная обида чуть не стала причиной гибели графа Б. из повести «Выстрел». Непредвиденный случай — метель, помешал героям одноименной повести совершить роковую ошибку — заключить брак, неугодный родителям и, как видно, Богу. Трогательна, но и заурядна история любви провинциальной барышни Марьи Гавриловны и бедного прапорщика Владимира. «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена». Повседневное однообразие и скука провинциальной жизни вкупе с будоражащими молодую кровь сюжетами любовных романов разбудили чувственность романтичной девушки. И, согласно законам жанра, выбор ее не мог упасть ни на кого, кроме бедного, но благородного юноши, традиционно не одобряемого родителями. Вся любовная история Марьи Гавриловны и Владимира похожа на бесхитростную игру больших детей: герои «...были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения». Невольно обращаешь внимание на атрибуты, без которых невозможно «истинное» романтическое чувство — роща, старая часовня, клятвы. Но дело, которое задумали эти большие дети — тайное венчание, отнюдь не так безобидно, как их первые попытки познать любовь. Ведь подобный брак обрекал Марью Гавриловну на полунищее существование, да и чувства, навеянные романтикой, не гарантируют прочный брак и взаимопонимание. Это понимали родители девушки, но влюбленные были далеки от реальности, это видно и из их патетического представления о том, как родители «...будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия». И свершилось бы непоправимое, но на то и провидение божье, чтобы предотвращать подобные ошибки. Метель нарушила планы влюбленных, бедный прапорщик заблудился и не попал на собственное бракосочетание. Не зная, что произошло без него в церкви, думая, что невеста считает его обманщиком, он уходит на войну, где вскоре и погибает. Для Марьи Гавриловны же этот печальный опыт становится первым этапом на пути взросления. Урок, который преподала ей жизнь, становится наказанием за легкомысленность. То, что никому из женихов «...она ... не подавала и малейшей надежды», окружающие принимали за верность прежней любви, не зная о страшной тайне девушки. Но, видимо, учитывая безгрешность помыслов молодых влюбленных, судьба смилостивилась над Марьей Гавриловной и все расставила на свои места, устроив ей встречу с человеком, богом предназначенным в мужья, и ставшим ее супругом при таких странных обстоятельствах. Мне кажется, что роковая случайность, описанная в повести, повлияла не только на внешний ход событий, но и на характер героев. Ведь, судя по тому, что Бурмин происшествие в церкви считал пусть жестокой, но шуткой, он не отличался благонравием, и был, скорее всего, довольно легкомысленным человеком. Так же, как и Марья Гавриловна, легкомысленность которой основывалась на романтических идеалах, почерпнутых из любовных романов, на жажде высокого чувства без понимания ответственности за свою судьбу и судьбу других людей. Период неизвестности, воспринятый обоими как конец дальнейшей личной жизни, сделал их серьезнее, опытнее, заставил переосмыслить отношение к жизни. Что, несомненно, заставит их бережнее относиться к обретенному счастью, ценить и уважать чувства друг друга.
Действие происходит в Питере. На Васильевском острове живет молодой, бедный, но талантливый художник Чартков. В лубочной лавке он покупает за двугривенный портрет неизвестного человека в штатском костюме неизвестного художника. Приносит домой. Ночью видит то ли сон, то ли явь: выходит человек из портрета, садится на его диван, считает завернутые в бумажку деньги, по 1000 червонцев, заворачивает и убирает обратно в полу платья. Один сверток Чартков прячет в чулан. Человек уходит обратно в портрет, потом возвращается и заби-рает забытый сверток. Утро. Приходит домовладелица и квартальный требовать оплаты за жилье, а денег у художника нет. Из картины вдруг выпадает сверток. Чартков платит, переезжает на Невский проспект, по-купает всякого барахла, и дает объявление в газету: ´Хороший художник рисует портреты´. Приучается рисовать быстро и схематично, общие черты. Его хвалят. О прежнем желании - ´Були бы деньги, я развивал бы свой талант´ - он забыл. Главной целью Чарткова стало золото. Общество его любит, он бывает на пирах, балах. Но случайно в Академии искусств увидел гениальную картину, и не смог дать ей оценку, заплакал и убежал. Пытается нарисовать нечто подобное, но рука его уже привыкла к схематичному изображению. От злости начал он скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. Общество его стало избегать, так как он глядит на всех зло. У Чарткова начинается горячка, признан сумасшедшим. Когда он умер, то у него в квартире нашли изрезанные картины. Все имущество его пущено с аукциона, в том числе и портрет. Появляется художник Б. и рассказывает историю портрета. Говорит, что он должен принадлежать ему. На окраине Петербурга в Коломне жил ростовщик. Все, кому он давал в долг, становились несчастными. Отец художника Б. расписывал хра-мы. Ростовщик заказал ему свой портрет. Отец берется сделать портрет, но кисть сама выводит черные глаза ростовщика, их взгляд. Портрет не был закончен, а на следующий день ростовщик умер. Отца настигло несчастье, хотел сжечь портрет, но его друг выпросил портрет себе. И с этих пор пошел портрет по рукам. Отец ушел в монастырь. Пока художник Б. говорил, портрет исчез. Ростовщик: ´желтое лицо, высок, худ, дьявольские глаза´ ´Нарисуй, я буду жить в портрете... ´