Назовите годы жизни Михаила Афанасьевича Булгакова.
2. Кем до литературной деятельности работал Булгаков? Назовите произведение, написанное по этому поводу.
3.В каком году была написана повесть «Собачье сердце»? Что это за время?
4. Назовите подзаголовок повести.
5. Есть ли автобиографичность в произведении? Что именно?
6. В каком издании была опубликовано эта повесть?
7. Повесть «Собачье сердце» это-
А) реалистическое произведение,
Б) фантастическое,
В) реалистическое с элементами фантастики.
8. Укажите тему произведения:
А) тема ответственности и науки,
Б) судьба русской интеллигенции,
В) тема пьянства и безделья,
Г) тема «братьев наших меньших».
9. Традиции каких писателей в сатирических повестях Булгакова наиболее явно?
10. Какое произведение так и не увидел писатель при жизни?
А) «Иван Васильевич меняет профессию»,
Б) «Мастер и Маргарита»,
В) «Собачье сердце»,
Г) «Дьяволиада».
11. Назовите героев произведения «Собачье сердце»
А) Берлиоз
Б) Швондер
В) Борменталь
Г) Штольц
12. Укажите фамилию профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику.
А) Успенский
Б) Преображенский
В) Вознесенский
Г) Воскресенский
13. Кому принадлежит фраза:
«Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?»?
14. Кому принадлежит фраза:
«Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце»?
15. С какими православными праздниками совпадает рождение и смерть Шарикова? Как с этой точки зрения высвечивается символика повести?
16. Кто произносит фразу: «Человек с собачьим сердцем»?
17. Какую книгу читает Шариков по совету Швондера? Почему?
18. По предложенному портрету узнайте героя произведения «Собачье сердце».
«У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице был небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной… На шее у человека был повязан ядовито- небесного цвета галстух с фальшивой булавкой…»
19. Кто это?
Пролетариата не любит. Считает, что каждый должен заниматься своим делом, тогда в стране будет порядок.
20. Кто это?
Устраивает общие собрания, на которых поют хором. Документ для него - самая важная вещь на свете.
21. С образа бездомного пса Булгаков сатирически рисует
А) картину послереволюционной Москвы,
Б) картину революционной Москвы.
1.Андрий шептал перед смертью шептал имя своей возлюбленной,молодой польской паночки.
2.Отец,попав на казнь своего старшего сына Остапа,крикнул ему из толпу напудствующие слова (не помню точно какие,поссмотри в произведении)
3.Тарас случайно выронил свою любимую,боевую люльку(специальная трубка для табака) он возвратился за ней и наклонясь,был пойман своими врагами.
4.Они привязали его к большому дереву к верхушке,и подожгли его.Следовательно,Тарас Бульба принял мученическую смерть-он сгорел заживо.Но даже умирая,он не пытался и не звал на он кричал своим товарищам-казакам указания.
Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.
Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – деятель, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы. Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: «Мой дед землю пахал», – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою «обнажённую красную руку», лицо его «выражает самоуверенность и ум». Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого «страстное и бунтующее сердце», но не как не об «ужасном существе», «дьяволе», «асмодее». У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет действовать. За это его и невзлюбил Павел Петрович, который «раскис из-за женщины», лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают «красивые речи», он хочет переделать общество: «Исправьте общество, болезни не будет», считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она «не храм, а мастерская», что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.
Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервые Одинцова – единственный человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: «Нужен ли я России?», что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.