В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро. Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала". Композиция рассказа - литературное обрамление. Образ рассказчика важен для всего произведения. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, человека "всеми уважаемого", "искреннего и правдивого". Используя образ рассказчика, Толстой достигает наибольшего доверия читателя и заставляет безоговорочно верить в происходящее. Весь рассказ Ивана Васильевича построен на антитезе: он словно распадается на две части: "бал" и "после бала". В этих эпизодах противопоставляется буквально всё: цвета, музыка, чувства. В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается ("сияющее лицо", "с серебряными эполетами", "в бриллиантовой фероньерке", "в его блестящих глазах и губах"), преобладают белый и розовый ("в белом платье с розовым поясом", "белых, атласных ножек", "белый дешевенький веер"). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим ("страшное", "что-то большое, чёрное", "чёрных людей", "пестрое, мокрое, красное, неестественное"). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова "очевидно", "верно", "что-то", "какая-то". Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, "в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки", то утром "была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка", он постоянно слышит "всё ту же неприятную, визгливую мелодию". Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и на одно добро", "я обнимал в это время весь мир своей любовью". Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким "людоедским строем". У героя "на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища"
Ель-брехун. Жил в небольшом городе мальчика по имени Джордж . Он был из бедной семьи ,и лишен образования,так как , семья не могла платить на учебу мальчика. Накануне стоял Новый год -любимый праздник Джорджа , которого он так долго и с нетерпением ждал. Оставалось всего три дня до праздника,но была всего одна проблема. Джордж всегда хотел написать письмо Санта-Клаусу ,но из -за необразованности не умел писать, и мечта для оставалась всегда неосуществимой . Однажды Джордж играл с другими ребятами на улице. Беззаботные дети в суровую зиму развлекались как могли: кидались снежками , спускались с высот на санках , лепили всяких снеговиков . И во-время игры началась беседа между некоторыми ребятами. - Знаешь Мартин ,мне вчера дед рассказал, что в нашем лесу есть одна елка ,и она может исполнить твое желание ,если ты будешь рассказывать стихи ей ,но только до Нового года. -Хах ,вздор . Ты лучше не верь своему деду,мне что делать нечего,стихи три дня подряд елке читать ! Услышав это, Джорджа переполнила надежда . Он со своим невинным ,детским сердцем,оказывается поверил в эту легенду .Джордж быстро покинул это место и направился домой . Сняв свою шубку и сапожки ,он поспешил к своей старшей сестре .Тани как-никак училась грамоте , и в отличии от брата была начитанной девочкой. - Тани !- крикнул ее братик ,сильно распахнув дверь , - Что случилось Джордж?-обеспокоившись ,спросила Тани. - Сестра мне стихи выучить - Стихи?!- удивленно спросила сестра. - Да , а что?Не сможешь разве? - Я то могу,но зачем тебе это? Ведь ты читать еще не умеешь. - Ну просто надо,не спрашивай уж ты ,учи меня - Ну ладно,ладно,садись уже. И они Тани усердно начала учить брату стихи. А тот пытался запоминать .И вот наутро стих уже был выучен. Джордж даже не перекусив , вышел из дому ,и направился в лес. В лесу было много елок ,и поэтому найти волшебную нелегко удалось нашему герою. Но спустя немного времени ,Джордж заметил пышную елку , стоящую отдельно от иных. Она был очень красивой ,в отличии от других .В следствии чего,Джордж подумал ,что это нужная ему елка.Он сразу побежал к ней. -Здравствуй елка.- он начал разговор ,надеясь что елка его понимает. - Я пришел сюда ,чтобы ты исполнил мое желание научи меня грамоте ,чтобы я тоже мог писать письма Санта -Клаусу ,как и мои друзья.И тут он начал посвящать свой стих елочке. И каждые три дня он приходил в это-же время с новым ,выученным стихом .В результате чего уча каждый день стихи ,он выучил и буквы .После научился читать ,а потом писать . А под Новый год он уже владел желанной грамотой.И в конце-концов написал письмо Санта-Клаусу. Джордж все -же думал ,что источником его умений и знаний являлась елка,но на самом деле,стихи его научили грамоте.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".
Композиция рассказа - литературное обрамление. Образ рассказчика важен для всего произведения. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, человека "всеми уважаемого", "искреннего и правдивого". Используя образ рассказчика, Толстой достигает наибольшего доверия читателя и заставляет безоговорочно верить в происходящее.
Весь рассказ Ивана Васильевича построен на антитезе: он словно распадается на две части: "бал" и "после бала". В этих эпизодах противопоставляется буквально всё: цвета, музыка, чувства.
В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается ("сияющее лицо", "с серебряными эполетами", "в бриллиантовой фероньерке", "в его блестящих глазах и губах"), преобладают белый и розовый ("в белом платье с розовым поясом", "белых, атласных ножек", "белый дешевенький веер"). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим ("страшное", "что-то большое, чёрное", "чёрных людей", "пестрое, мокрое, красное, неестественное"). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова "очевидно", "верно", "что-то", "какая-то". Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, "в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки", то утром "была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка", он постоянно слышит "всё ту же неприятную, визгливую мелодию". Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и на одно добро", "я обнимал в это время весь мир своей любовью". Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким "людоедским строем". У героя "на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища"
Жил в небольшом городе мальчика по имени Джордж . Он был из бедной семьи ,и лишен образования,так как , семья не могла платить на учебу мальчика. Накануне стоял Новый год -любимый праздник Джорджа , которого он так долго и с нетерпением ждал. Оставалось всего три дня до праздника,но была всего одна проблема. Джордж всегда хотел написать письмо Санта-Клаусу ,но из -за необразованности не умел писать, и мечта для оставалась всегда неосуществимой .
Однажды Джордж играл с другими ребятами на улице. Беззаботные дети в суровую зиму развлекались как могли: кидались снежками , спускались с высот на санках , лепили всяких снеговиков . И во-время игры началась беседа между некоторыми ребятами.
- Знаешь Мартин ,мне вчера дед рассказал, что в нашем лесу есть одна елка ,и она может исполнить твое желание ,если ты будешь рассказывать стихи ей ,но только до Нового года.
-Хах ,вздор . Ты лучше не верь своему деду,мне что делать нечего,стихи три дня подряд елке читать !
Услышав это, Джорджа переполнила надежда . Он со своим невинным ,детским сердцем,оказывается поверил в эту легенду .Джордж быстро покинул это место и направился домой . Сняв свою шубку и сапожки ,он поспешил к своей старшей сестре .Тани как-никак училась грамоте , и в отличии от брата была начитанной девочкой.
- Тани !- крикнул ее братик ,сильно распахнув дверь ,
- Что случилось Джордж?-обеспокоившись ,спросила Тани.
- Сестра мне стихи выучить
- Стихи?!- удивленно спросила сестра.
- Да , а что?Не сможешь разве?
- Я то могу,но зачем тебе это? Ведь ты читать еще не умеешь.
- Ну просто надо,не спрашивай уж ты ,учи меня
- Ну ладно,ладно,садись уже.
И они Тани усердно начала учить брату стихи. А тот пытался запоминать .И вот наутро стих уже был выучен. Джордж даже не перекусив , вышел из дому ,и направился в лес. В лесу было много елок ,и поэтому найти волшебную нелегко удалось нашему герою. Но спустя немного времени ,Джордж заметил пышную елку , стоящую отдельно от иных. Она был очень красивой ,в отличии от других .В следствии чего,Джордж подумал ,что это нужная ему елка.Он сразу побежал к ней.
-Здравствуй елка.- он начал разговор ,надеясь что елка его понимает.
- Я пришел сюда ,чтобы ты исполнил мое желание научи меня грамоте ,чтобы я тоже мог писать письма Санта -Клаусу ,как и мои друзья.И тут он начал посвящать свой стих елочке.
И каждые три дня он приходил в это-же время с новым ,выученным стихом .В результате чего уча каждый день стихи ,он выучил и буквы .После научился читать ,а потом писать . А под Новый год он уже владел желанной грамотой.И в конце-концов написал письмо Санта-Клаусу.
Джордж все -же думал ,что источником его умений и знаний являлась елка,но на самом деле,стихи его научили грамоте.