Показывается такой порок общества как разночинство во всей его красе, был командир ( вроде, плохо помню звание) генирал и якобы его собака. Когда командиру говорили , что это собака генерала он велел ее окружить заботой и отвести ее к нему. Но позже кто-то говорит , что это якобы не его собака и командир велет ее выбросить на улицу, но потом все таки кто-то узнал собаку и отношение к собаке опять по менялось в лице командира... И так несколько раз. Хомелеон это как раз этот командир, который подстраивается под обстоятельства , как хамелеон.
В рассказе «После бала» особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализатор- ское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).