Если коротко, то 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского.
Толстой в "Войне и Мире" раскрывал также и мир души своих героев, делая это "по-хозяйски" и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман "Воскресенье").
Гоголь своей сатирой очень тонко и изящно бичевал пороки своего времени (но которые, как и все человеческие пороки - одни и те же во все времена) . Его "Петербургские повести" указывают на серьезное отношение писателя именно к душе своих героев. Нужно заметить, что Гоголь отличался особой мистичностью своего взгляда на человека и на всю его жизнь.
Достоевский - удивительно глубокий знаток человеческой души. В свете Православной веры видел тайную красоту русской души и ее огромную силу, даже под видимым ничтожеством (тема маленького человека) . Старался дойти до самых глубин человека, искал в самом человеке причины всего. Ставил человека в центр картины мира, как объединяющего начала мира видимого и невидимого.
А.П. Чехов – еще один мастер «внутреннего анализа. Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона - наделен глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования. Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын. В результате он изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать. Таким образом, внимание к внутренней жизни человека - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века.
Толстой в "Войне и Мире" раскрывал также и мир души своих героев, делая это "по-хозяйски" и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман "Воскресенье").
Гоголь своей сатирой очень тонко и изящно бичевал пороки своего времени (но которые, как и все человеческие пороки - одни и те же во все времена) . Его "Петербургские повести" указывают на серьезное отношение писателя именно к душе своих героев. Нужно заметить, что Гоголь отличался особой мистичностью своего взгляда на человека и на всю его жизнь.
Достоевский - удивительно глубокий знаток человеческой души. В свете Православной веры видел тайную красоту русской души и ее огромную силу, даже под видимым ничтожеством (тема маленького человека) . Старался дойти до самых глубин человека, искал в самом человеке причины всего. Ставил человека в центр картины мира, как объединяющего начала мира видимого и невидимого.
Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын. В результате он изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.
Таким образом, внимание к внутренней жизни человека - одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века.