ТРИ ПРАВДЫ" В ПЬЕСЕ В основе пьесы - спор о возможностях человека, о смысле его жизни, о поисках правды. У каждого она своя. Действие происходит в ночлежке Костылевых - это и есть "дно", между этими людьми и миром оборваны все связи, они - случайно встретившиеся люди. Все дают свой ответ на вопрос: может ли что-то человека? Особенно важны три "правды" - Бубнова, Луки и Сатина. Самый мрачный в ночлежке - Бубнов. Жизнь в его оценке лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить. Позиция Бубнова фаталистична. Его правда - правда факта. Человек, бессильный изменить свою судьбу, равнодушен к себе и людям. Бубнов считает, что все люди лишние, ими управляют внешние обстоятельства. Среди ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Этот персонаж пьесы долгое время оценивался отрицательно: лжет из корыстных побуждений, равнодушен к людям, которых обманывает, в момент преступления он исчез из ночлежки. Но Лука не просто обманывает, он творит добро, утешает людей, пытается Основной философский вопрос произведения - что лучше: истина или сострадание? Этот вопрос, как признавался писатель, остается без ответа. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько иногда для людей ложь и опасна правда. Ложь может заменить правду человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Лука - носитель идеи сострадания в пьесе, он знает, что сильные духом сами найдут опору в жизни, а слабым нужна поддержка, уверенность, надежда. Он вселяет эту уверенность в обитателей ночлежки. Анну успокаивает разговорами об отдыхе после смерти, Пеплу описывает свободную жизнь в Сибири, Наташе говорит о близкой любви, Актеру - о лечении от алкоголизма. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева (а Сатин прямо толкает Ваську на убийство). Сатин говорит о Луке: "Он врал... Но это только из жалости к вам". Странник советует Пеплу уйти в Сибирь, потому что чувствует, что добром это не кончится. Актера уговаривает: "Воздержись... возьми себя в руки и терпи..." Рассказ Луки о им двух беглых каторжниках учит человека может не насилие, не тюрьма, а только добро. Философия Луки складывается из христианского долготерпения, сострадания и трезвого реализма. Правда утешительной лжи Луки Анне облегчить предсмертные муки, дает надежду Актеру и Ваське Пеплу изменить жизнь в лучшую сторону. Но после исчезновения Луки обретенная надежда оказывается ложной. Актер повесился, Пепел попал в тюрьму, Наташа пропала, Анна умерла. Этим Горький показывает, что Лука неправ. На протяжении всей пьесы Лука лжет во благо других людей, но это губит их. Против лжи выступает Сатин: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" Он считает, что необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека: "Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга". В лице Сатина писатель утверждает, что человек изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них. Сатина принято считать главным оппонентом Луки, но он воплощает в жизнь идеи странника. Из философии Луки Сатин берет веру в человека, отвергая жалость. Его слова только на время подействовали на ночлежников, вселив в них иллюзию самоценности, в ночлежке начался пьяный разгул, который прервало известие о смерти Актера. Автор показывает, что ложь никого не что избавление от иллюзий трагично, а человек, живущий в мире иллюзий, примиряется со своим убогим существованием и согласен терпеть сколько угодно ради надежды на лучшее. Автор против подобного примирения с действительностью.