НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ВО ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1.Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты и слова Твардовского? Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению?
Эпиграф: Я жил, я был – за все на свете я отвечаю
головой. А.Т. Твардовский
2.Обратим внимание на время создания поэмы: 1966-1969 годы – и время ее появления в печати – февраль 1987 года. О чем это говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского?
3.Какие факты биографии поэта легли в основу поэмы? Какие конкретные образы автор изобразил (людей)?
4.О каких былях, и о какой самой большой планете говорит поэт во вступлении? Чем вызвано его стремление к «живым и павшим отнестись»?
5.Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? О чём мечтал автор со своим другом?
6.Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды? Как заражает нас автор своей тревогой?
7.Что для поэта и миллионов его сограждан стоит за словами, давшими название второй главе? Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны?
8.Какой смысл вкладывает поэт в слово «кулак»? Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства? Какие чувства вызывает этот рассказ?
9.Каково авторское отношение к тому, кто был «судеб вершителем земным»?
10.В последней главе многократно слышим: «забыть, забвение, память будущее». Почему? Можно ли представить поэму без этой главы? Какие мысли рождает она у нас, нынешних читателей?
Краткое содержание Хрупкая веточка Бажова
У Данилы (мастера по малахиту), его жены Кати (она своего мужа от Хозяйки Медной горы) родилось восемь сыновей. Один мальчик, Митька, упал в детстве и стал горбатеньким. Он был смышлёным мальчиком и очень добрым. Все дети в семье жили дружно, не ругались и не завидовали друг другу. Даже, когда Митька покупали сапожки, а остальным детям нет. Братья понимали, что больному ребёнку обувь нужнее.
Данила был хорошим мастером и ему хватало детей кормить и одевать, и оброк платить. Детям отец не разрешал работать с малахитом, потому что это вредило бы их здоровью. Ребята ходили к мастерице учиться читать и писать, а Митька был самым умышленным учеником.
Однажды мимо их дома проезжал барин. Когда он увидел крепостных детей в сапожках, то разозлился, что ему денег не хватает, а бедняки обувь носят. Приказал барин увеличить оброк Даниле.
Пришлось работать мальчикам, хоть это и вредно. Митька же отправил отец учиться резьбе по камню. Мальчик учился у двух мастеров и стал выехать каменные ягоды лучше всех.
Митька вернулся после обучения домой, чтобы помешать платить оброк. Мальчики кашляли от пыли, отец стал стариком, а сестра, которая недавно родилась, тоже находилась в доме, где была повсюду пыль. Стал Митька вырезать ягоды, но камней подходящих в их местности не было.
Однажды думал мальчик, как ему семью выручить, как из недорогого местного камня поделки делать. Как вдруг увидел, что кто - то положил на подоконнике веточку с ягодами. Присмотреться молодой мастер и понял, что вырезано все из дешевого камня змеевика и из шлака. А, принесла веточка ему Хозяйка горы.
Стал Митя резать поделки и продавать. Легче стало родителям. Девчата приходили под окно к нему, а одна особенно нравилась парню. Хотел он подарить ей веточку, да стеснялся.
В деревню снова приехал барин, чтобы собрать денег на свадьбу дочери. Приказчик, чтобы выслужиться, забрал у Мити веточку и отдал её барина. Но, когда барин узнал, что она из дешевого материала, то рассердился и растоптал её. Митя не выдержал и ударил того палкой.
С тех пор никто не видел Митю и его девушку. Искали, но не смогли найти. Митины же поделки появлялись в продаже.
Так Митя своим родителям платить оброк и наказал жадного барина.
Люди проявляют себя по-разному, есть люди добрые, а есть злые. В поступках и тех и других, как правило, присутствуют их убеждения, желание что-то изменить или повлиять на ситуацию. Но самым ужасным качеством человека я считаю равнодушие. Равнодушие страшно своим бездействием. Если происходит что-то рядом с равнодушным человеком, он пройдет мимо, не даст никакой своей оценки, не вмешается в ситуацию. Равнодушный человек безразличен ко всему – и к добру, и к злу.
На равнодушного человека нельзя положиться в трудную минуту, он не . Ему безразлично, что его близким и друзьям нужна его и поддержка. Равнодушный человек не сопереживать человеческому горю, он не может порадоваться и за твое счастье. У равнодушного человека как будто бы нет души, у него холодное сердце.
К сожалению, в нашей жизни очень много неравнодушных людей. Мы сталкиваемся с равнодушным отношением людей во многих ситуациях. Например, мы проходим мимо голодных животных на улице, не обращаем внимания на старушку, несущую тяжелую ношу, не останавливаемся у человека, просящего милостыню. Иногда бывают ситуации, в которых нельзя пройти мимо. Например, когда старшие дети обижают малышей. Но мы спешим, торопимся по своим делам и не обращаем внимания, что мы проходим мимо зла, давая ему взрасти. В некоторых ситуациях бывает, что мы не можем . Но проявить сочувствие, сказать пару слов утешения, проявить чуткость мы можем. Понимая этом, мы должны стараться проявлять неравнодушие. Это может проявиться в паре добрых слов не только близкому человеку, но незнакомцу на улице. Быть неравнодушным – это значит быть чутким и внимательным. От нас зависит, насколько мир, в котором мы живем, станет добрее. Это можно сделать нашим неравнодушием ко всему, что нас окружает.