нужно.
Рассказ "не надо врать"
1. Работа над первой частью рассказа.
- Что мы узнали из первой. О ком говориться в этой части?
- Ребята, а что значит ходил в приготовительный класс?
- Приготовительный класс – это класс в дореволюционном среднем учебном заведении.
- А как вы понимаете слово гимназия?
- Почему мальчик не выучил стихотворения? Найдите доказательство в тексте и просчитайте.
- Как вы понимаете смысл слова вставочка
2. Работа над второй частью рассказа.
- Как же зовут этого мальчика?
- Мы узнаем, что у Миньки есть сестра. Как же ее зовут?
- Как отреагировала Леля на плохую отметку брата.
- Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей?
- А как ведет себя Леля во время разговора с братом? Какие советы она ему дает? И правильно ли она поступает?
- Какие чувства испытывает мальчик, получив плохую отметку? Найдите описание его состояния в тексте. Прочитайте.
3. Работа над третьей частью рассказа.
- Боялся ли мальчик идти домой? Почему?
- А он специально оставил дневник в саду? Докажите текстом, что не специально?
- Что сказал Минька своему отцу по поводу дневника? Найдите и просчитайте это в тексте.
- Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник.
- Стояла ли в новом дневнике оценка? Докажите это примером из текста.
4. Работа над четвертой частью рассказа.
- Обнаружил ли папа плохую оценку в дневнике?
- Кто принес дневник, который Минька потерял в саду? Докажите это примером из текста.
- Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать?
- Что сказал папа Миньке? Найдите и прочитайте его обращение к сыну.
- Как выглядел Минька, когда его обман раскрылся?
- А как он обращался к сыну. Кричал ли он на него?
- В чем Минька еще признался отцу? Найдите и прочитайте его слова.
- Чему учит этот рассказ?
По горизонтали
4. На чье ведерко было похоже подаренное?
7. Какие птицы взлетали с дороги перед лошадью?
10. Что ответил мальчик на вопрос, какой завтра день?
12. Какую рыбу поймали первой?
14. Жил человек рассеянный на улице…
16. Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на… ?
17. В чем лежала еда?
19. эй, не стойте слишком близко, я.. ., а не киска!
22. мой веселый, звонкий мяч, ты куда.. . вскачь?
24. Побежали котятки,Отыскали перчатки.И, смеясь, прибежали домой.- Мама, мама, не злись,Потому что… Потому что… Перчатки!
По вертикали
1. Что проехала семья прежде, чем очутиться на речке?
2. Что лежало в телеге?
3. Что стояло утром возле кровати?
5. не было в доме мышей, а было много…
6. Вмсто шапки на ходу он одел…
8. Что ожило на воде?
9. Какой день наступит завтра по ответу мамы?
11. Что висело на гвоздике возле удочек?
13. Сколько лет исполняется мальчику?
15. Сколько было удочек?
18. Куда отправилась семья после завтрака?
20. А теперь без… Пропадешь,Далеко без… Не уйдешь.
21. На чем ехали на речку?
23. Какого цвета было ведерко?
25. Дама сдавала в багажДиванЧемодан,…
http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/chtenie/marshak-samuil-yakovlevich.html
2. Вот материнское напутствие: "Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.
Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь."
Васютка знал таежные законы, но справедливость их ему пришлось испытать на собственной шкуре и много раз о своем легкомыслии и самонадеянности. Конечно, он каждый день ходил в тайгу за орехами, но беда случается и с бывалыми таежниками.
Погнавшись за подраненным глухарем, Васютка забыл материнский наказ, перестал обращать внимание на затеси - зарубки на деревьях, обозначающие тропу - и заблудился. Ему пришлось 4 дня есть подстреленную дичь (глухаря, уток и гуся) без хлеба и соли, облизываясь на всученную матерью горбушку и вспоминая, как мимо бочек соли на берегу. И над каждой спичкой пришлось дрожать, разжигая в сырости костер. И патронов только десяток был. Он, поспешив удрать от материнского ворчания, забыл даже собаку взять с собой!
3). Характер у парня был таежный, а "тайга хлипких не любит". Это и Васютку. Поняв, что заблудился, он не долго метался по тайге, пытаясь напасть на знакомые затеси и лежал в отчаянии, уткнувшись в мох. Вспомнив рассказы старших, начал действовать: разжигать костер, готовить еду, устраиваться на ночлег. Дело ему успокоиться и разработать план, отказавшись от первоначального намерения идти на юг, к повороту Енисея. Ведь так можно не выйти к избушке, а углубится в тайгу еще больше, компаса-то у него не было, север или юг он определял по густоте веток. А вот километров через 100 к северу, как он помнил карту, тайга перейдет в тундру. Васютке хотелось выйти на светлое место. С высоты кедра он не заметил полосок лиственника, обычно располагавшихся вдоль рек, хотя осенью они должны быть хорошо заметны.
Васютка знал приметы, замечал их и анализировал. Поэтому обрадовался, увидев попадающиеся пучки травы - свидетельство близости реки. Думаю, поэтому он и вышел концу второго дня к озеру. Хотя мальчик ожидал, что придет уже к Енисею, он не долго расстраивался. Васютка наутро убедился, что верны его предположения, что озеро проточное. Рыба-то там ценная речная была. Просто странствия будут более долгими, но он не сомневался, что выйдет из тайги! И он пошел, не сворачивая, уже вдоль русла речушки. Идти пришлось долго. Погода ухудшилась. Васютка промок, озяб, ослаб. Переночевав под пихтой, он, просушив одежду, пошел дальше, уже из последних сил выйдя к вечеру четвертого дня на берег Енисея. Наутро его подобрал рыбосборочный катер и доставил к родным.
Васюткино упорство, умение не раскисать, а собрав в кулак волю, мужественно двигаться дальше. Знание законов и примет тайги, умение рассуждать и таежные навыки ему выжить и выйти к людям, да еще и сообщить а своем открытии.
Через два дня он проводил отцовскую бригаду к богатому рыбой озеру. Озеро потом назвали его именем и обустроили на нем постоянный промысловый пункт.