Капитанская дочка" - это историческая повесть А. С. Пушкина (черты историческй повести - наличие реальных истрорических личностей - Пугачёв, Екатерина. Действительно происходившие события - восстание. ) Однако, как любое художественное произведение содержит вымысел: судьбы вымышленных героев пересекаются с судьбами исторических личностей. Интересно название данного произведения. Повесть более о Петруше Гринёве, нежели о капитанской дочке. Этот приём известен в литературе: писатель обманывает наши ожидания, играет с нами, заставляя после прочтения повести вернуться к заглавию и заново его осмыслить. есть две теории о заглавии: 1. Капитанская дочка - жизнеутверждающий идеал Пушкина. Идеал женщины. Мужчины в этом произведении всё лишь разрушают. Не было бы Маши, не нужны были бы Гринёвы, Пугачёвы и т д. Не было бы семьи, а это самое важное. Ячейка, блин, общества.. . 2. Классический пример несответствия названия (исходного пунктав произведении) и самогО текста (нового, не исходного.) . Когда мы читаем произведение, начинаем с названия. И прогнозируем, соотетственно, о чём может быть приозведение. А Пушкин - аз и обманывает ожидания. :) Он вообще такой - непредсказуемый! ..Таким образом - это обманный ход, манёвр для пущего интересу.. . В литературе часто такое встречается. Классический обратный случай - то есть отсутствие интриги и полное соответствие названия произведению - "Анна Каренина"... Вопрос жанра: повесть содержит черты романа-воспитание, романа-карьеры, приключенческого романа, исторического романа. Такое многообразие неудивительно. Все мы знаем выражение: "Пушкин - Протей", Протей - морское божество, сын Посейдона, обладавший принимать любой облик. Так вот Пушкин известен своей сочетать жанры, отображать наиболее существенные черты их, делать их узнаваемыми в своих произведениях, пародировать их, в то же время углубляя содержание произведения и не ограничиваясь на пародии, создавать качественно новые произведения по отношению к пародируемым. Повесть написана в 1833 году. Пушкина мы знаем как родоначальника реализма в России. За эти подступы к реализму Белинский считал, что Пушкин исписался. Никто не смог тогда поять величины, гения писателя. (не помню точно в каких красках описана дуэль, но это показатель реализма - она не заканчивается ничьей смертью. Дуэль, наряду с ситуацией "русский человек на рандеву" является микросюжетом (термин Топорова) в русской литературе. Так вот с некоторых пор, дуэль не заканчивается смертью, ритуал этот осмеивается, пародируется. Смерть такая более не романтизируется. Это тоже немаловажный признак реализма данного произведения.
Мцыри вышел на поляну. Вдруг какой-то зверь выскочил из чащи. Это был барс. Он грыз сырую кость и весело визжал. Его шерсть отливала серебром в лунном свете. Мцыри схватил рогатый сук и ждал нападения барса.
И вот барс почуял врага. Он стал лапой рыть песок, потом прилег, прыгнул. Но Мцыри нанес ему удар суком, как топором, и рассек барсу лоб. Он застонал, как человек, и упал. Но сразу снова кинулся на Мцыри, и снова закипел смертельный бой. Барс напал на Мцыри, но тот успел воткнуть сук ему в горло и повернуть оружие два раза. Барс завыл, рванулся из последних сил, они упали оба. Мцыри был подобен барсу в этом бою, как будто сам был барсом или волком.
Постепенно барс стал изнемогать, глаза его блеснули последний раз и закрылись. Он встретил смерть, как подобает настоящему бойцу. На груди Мцыри остались глубокие следы его когтей.
1. Капитанская дочка - жизнеутверждающий идеал Пушкина. Идеал женщины. Мужчины в этом произведении всё лишь разрушают. Не было бы Маши, не нужны были бы Гринёвы, Пугачёвы и т д. Не было бы семьи, а это самое важное. Ячейка, блин, общества.. .
2. Классический пример несответствия названия (исходного пунктав произведении) и самогО текста (нового, не исходного.) . Когда мы читаем произведение, начинаем с названия. И прогнозируем, соотетственно, о чём может быть приозведение. А Пушкин - аз и обманывает ожидания. :) Он вообще такой - непредсказуемый! ..Таким образом - это обманный ход, манёвр для пущего интересу.. . В литературе часто такое встречается. Классический обратный случай - то есть отсутствие интриги и полное соответствие названия произведению - "Анна Каренина"...
Вопрос жанра: повесть содержит черты романа-воспитание, романа-карьеры, приключенческого романа, исторического романа. Такое многообразие неудивительно. Все мы знаем выражение: "Пушкин - Протей", Протей - морское божество, сын Посейдона, обладавший принимать любой облик. Так вот Пушкин известен своей сочетать жанры, отображать наиболее существенные черты их, делать их узнаваемыми в своих произведениях, пародировать их, в то же время углубляя содержание произведения и не ограничиваясь на пародии, создавать качественно новые произведения по отношению к пародируемым.
Повесть написана в 1833 году. Пушкина мы знаем как родоначальника реализма в России. За эти подступы к реализму Белинский считал, что Пушкин исписался. Никто не смог тогда поять величины, гения писателя.
(не помню точно в каких красках описана дуэль, но это показатель реализма - она не заканчивается ничьей смертью. Дуэль, наряду с ситуацией "русский человек на рандеву" является микросюжетом (термин Топорова) в русской литературе. Так вот с некоторых пор, дуэль не заканчивается смертью, ритуал этот осмеивается, пародируется. Смерть такая более не романтизируется. Это тоже немаловажный признак реализма данного произведения.
Мцыри вышел на поляну. Вдруг какой-то зверь выскочил из чащи. Это был барс. Он грыз сырую кость и весело визжал. Его шерсть отливала серебром в лунном свете. Мцыри схватил рогатый сук и ждал нападения барса.
И вот барс почуял врага. Он стал лапой рыть песок, потом прилег, прыгнул. Но Мцыри нанес ему удар суком, как топором, и рассек барсу лоб. Он застонал, как человек, и упал. Но сразу снова кинулся на Мцыри, и снова закипел смертельный бой. Барс напал на Мцыри, но тот успел воткнуть сук ему в горло и повернуть оружие два раза. Барс завыл, рванулся из последних сил, они упали оба. Мцыри был подобен барсу в этом бою, как будто сам был барсом или волком.
Постепенно барс стал изнемогать, глаза его блеснули последний раз и закрылись. Он встретил смерть, как подобает настоящему бойцу. На груди Мцыри остались глубокие следы его когтей.