"О Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, Христиан правоверных!" Иван вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер. Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иваново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная.
Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми. Сие бедствие продолжалось до 1572 года.
Но ни Судьба, ни тиран еще не насытились жертвами. Не заключим, а только прервем описание зол, чтобы с удивлением видеть Ивана как бы равнодушного, спокойного в его неутомимой политической деятельности
1. О каком правителе идет речь в источнике?
2. Какие черты художественного и научного литературного стиля вы смогли бы выделить в нем? (цитата, обоснование)
3. О каком мероприятии во внутренней политике оно повествует?
4. Какое направление внутренней политики Ивана Грозного наиболее известно? Каково мнение Н.М. Карамзина о этом направлении? (в рамках источника)
5. Какие художественные и научные средства использует Н.М. Карамзин для описания характеристики деятельности и личности Ивана Грозного?
1. Без теста пирога не испечёшь.
2. Большому уму и в маленькой голове не тесно.
3. Ласковым словом многого добъёшься.
"Терешечка"
1, Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
2. За добро плати добром.
3. Сам с вершок, а ума с горшок.
" Снегурочка".
1.На бога надейся, а сам не плошай.
2. Знал бы где упасть, соломинку постелил бы.
3. Сначала думай, а под конец делай.
"Бременские музыкант ы"
1. Один - за всех, все - за одного.
2, Сам погибай, а товарища выручай.
3, Утро вечера мудренее.
Для всех этих сказок
1. Уговор дороже денег.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Слезами горю не
4. Свет не без добрых людей.
5. Ум - разума подспорье.
6. Один в поле не воин.
7. Добрый конец всему делу венец.
8. Где любовь да совет, там и горя нет.
9, Всяк человек своего счастья кузнец.
10.Всё скоро сказывается, да не скоро делается.