сорочинская ярмарка.однажды семейство, состоящее из солопия черевика, его жены и дочки ехало на ярмарку в сорочинец. один из парубков попросил руки девушки, но солопий отказал.по ярмарке ходили слухи о красной свитке черта. утром черевик нашел рукав от красной свитки. а позже обнаружил пропажу лошади. его схватили, обвинили в том, что он украл у себя кобылу. грицько освободил черевика, и тот согласился на свадьбу. вечер накануне ивана купалы.полюбил бедный петрусь педорку, дочь коржа. черт пообещал , если тот сорвет цветок папоротника. цветок указал место, где был клад. чтобы достать его, петрусь убил мальчика и получил золото.корж согласился на свадьбу. но петрусь постоянно сидел около золота. колдунья пришла в дом к петрусю, он очнулся и увидел перед собой мальчика. утром нашли вместо петруся пепел, а вместо мешков с золотом – черепки. майская ночь или утопленница.эту левко рассказывает своей ганне. была у сотника дочь и жена - ведьма. выгнал отец дочь из дому, и та утопилась. однажды утащила она свою мачеху под воду. но та обернулась утопленницей и теперь панночка не знает, кто из них - ведьма. отец левко положил глаз на ганну. как-то левко увидел в пруду панночку. он узнал в одной из утопленниц мачеху. в панночка дала ему записку к голове, в которой приказывалось поженить левко и ганну. пропавшая грамота.дед рассказчика зашил грамоту в шапку и поехал. в дороге он задержался на ярмарке. там он встретил запорожца. он попросил деда рассказчика не спать ночью и посторожить, чтобы его не утащил черт. но дед все равно заснул. просыпается – шапки с грамотой нет. пошел он ночью в лес и вышел к костру, за которым сидели ведьмы. дед стал угрожать перекрестить всех ведьм, и те отдали шапку и коня.
часть вторая
ночь перед рождеством.дочка чуба оксана сказала, что выйдет за вакулу, если он принесет ей черевички царицы. вакула вынес из дома мешок с чертом, которого туда спрятала его мать, и пошел к пацюку. тот посоветовал ему обратиться к черту.долетел вакула на черте до петербурга и пошел к царице. он попросил у нее ее черевички, та поручила отдать ему расшитые золотом башмаки. пошел вакула к чубу и тот согласился отдать ему дочь оксану. подарил вакула ей черевички, и они поженились.страшная месть.на свадьбе данилы и катерины появился колдун. стало ей сниться, что он зовет ее замуж. катерина узнала, что колдун - это ее отец. решили его казнить, но он убедил катерину отпустить его. спустя время в битве колдун застрелил данилу. катерина продолжало сниться, будто колдун убьет ее сына, если она не согласится выйти за него. появился в селе гость, якобы друг данилы. катерина опознала в нем колдуна, бросилась на него с ножом, но тот заколол ее. колдуна стал преследовать его чудный рыцарь, пытался он скрыться от него, но не удалось. и умер колдун.иван федорович шпонька и его тетушка.иван шпонька уволился со службы и вернулся в свое имение к тетушке. та уговорила его поехать к соседу искать дарственную на землю. там познакомился он с 2 его сестрами. тетушка надумала женить племянника на одной из них. чем закончилась, неизвестно, так как рукопись обрывается.заколдованное место.как-то плясал в огороде дед, да вдруг оказался в другом месте в поле у могилы, понял он, что тут клад, пометил место и решил прийти сюда еще раз. когда вернулся другой ночью и стал копать, то выкопал котел. нечистая сила пугала его, но он все равно дотащил котел до дома. открыл его, а там всякий мусор. с тех пор дед решил не верить черту, огородил то место плетнем и ничего на нем не сажал.
–это средство познания мира, она нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её. – это мощный источник воспитания духа, личности. посредством раскрытия художественных образов даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. и в этом сила и значимость . в есть важное понятие — «текст». правильная работа над текстом лучших мастеров слова, имеет огромное значение. она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть языком и различными художественными приёмами. – это могучее оружие, которое может исцелять. указывает нам пути самосовершенствования. о замолвите слово. среди достоинств есть одно, быть может, самое ценное. это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, истины и веры.чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным. стирает границы времени. она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя николая до учителя гимназии беликова, от помещицы затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской. раскрытие художественных образов является главной частью чтения, его основой. всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. мало просто ознакомиться с произведением. надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения. развивает разум и чувства. она – наш учитель, наставник, проводник. проводник в мир реального и нереального. способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения. в творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои. другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов. в произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером. многогранна, её создатели разные. взрослела вместе с пушкиным и лермонтовым, гоголем и чеховым, блоком и ахматовой. она развивается и сейчас. её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.
сорочинская ярмарка.однажды семейство, состоящее из солопия черевика, его жены и дочки ехало на ярмарку в сорочинец. один из парубков попросил руки девушки, но солопий отказал.по ярмарке ходили слухи о красной свитке черта. утром черевик нашел рукав от красной свитки. а позже обнаружил пропажу лошади. его схватили, обвинили в том, что он украл у себя кобылу. грицько освободил черевика, и тот согласился на свадьбу. вечер накануне ивана купалы.полюбил бедный петрусь педорку, дочь коржа. черт пообещал , если тот сорвет цветок папоротника. цветок указал место, где был клад. чтобы достать его, петрусь убил мальчика и получил золото.корж согласился на свадьбу. но петрусь постоянно сидел около золота. колдунья пришла в дом к петрусю, он очнулся и увидел перед собой мальчика. утром нашли вместо петруся пепел, а вместо мешков с золотом – черепки. майская ночь или утопленница.эту левко рассказывает своей ганне. была у сотника дочь и жена - ведьма. выгнал отец дочь из дому, и та утопилась. однажды утащила она свою мачеху под воду. но та обернулась утопленницей и теперь панночка не знает, кто из них - ведьма. отец левко положил глаз на ганну. как-то левко увидел в пруду панночку. он узнал в одной из утопленниц мачеху. в панночка дала ему записку к голове, в которой приказывалось поженить левко и ганну. пропавшая грамота.дед рассказчика зашил грамоту в шапку и поехал. в дороге он задержался на ярмарке. там он встретил запорожца. он попросил деда рассказчика не спать ночью и посторожить, чтобы его не утащил черт. но дед все равно заснул. просыпается – шапки с грамотой нет. пошел он ночью в лес и вышел к костру, за которым сидели ведьмы. дед стал угрожать перекрестить всех ведьм, и те отдали шапку и коня.
часть втораяночь перед рождеством.дочка чуба оксана сказала, что выйдет за вакулу, если он принесет ей черевички царицы. вакула вынес из дома мешок с чертом, которого туда спрятала его мать, и пошел к пацюку. тот посоветовал ему обратиться к черту.долетел вакула на черте до петербурга и пошел к царице. он попросил у нее ее черевички, та поручила отдать ему расшитые золотом башмаки. пошел вакула к чубу и тот согласился отдать ему дочь оксану. подарил вакула ей черевички, и они поженились.страшная месть.на свадьбе данилы и катерины появился колдун. стало ей сниться, что он зовет ее замуж. катерина узнала, что колдун - это ее отец. решили его казнить, но он убедил катерину отпустить его. спустя время в битве колдун застрелил данилу. катерина продолжало сниться, будто колдун убьет ее сына, если она не согласится выйти за него. появился в селе гость, якобы друг данилы. катерина опознала в нем колдуна, бросилась на него с ножом, но тот заколол ее. колдуна стал преследовать его чудный рыцарь, пытался он скрыться от него, но не удалось. и умер колдун.иван федорович шпонька и его тетушка.иван шпонька уволился со службы и вернулся в свое имение к тетушке. та уговорила его поехать к соседу искать дарственную на землю. там познакомился он с 2 его сестрами. тетушка надумала женить племянника на одной из них. чем закончилась, неизвестно, так как рукопись обрывается.заколдованное место.как-то плясал в огороде дед, да вдруг оказался в другом месте в поле у могилы, понял он, что тут клад, пометил место и решил прийти сюда еще раз. когда вернулся другой ночью и стал копать, то выкопал котел. нечистая сила пугала его, но он все равно дотащил котел до дома. открыл его, а там всякий мусор. с тех пор дед решил не верить черту, огородил то место плетнем и ничего на нем не сажал.