- О каком пути пишет поэт: «Путь, что в сердце своём пронёс…»? - Правомерно ли сопоставление лирического героя поэмы с Гагариным? - Какова основная тема поэмы? (Человек, его будущее, мощь человеческого разума …) - Почему в поэме повторяются слова «Я люблю тебя, жизнь…»? - Как вы понимаете мысль поэта, что «…даже самая верная победа всегда неожиданна»? - По мнению автора, герой у нас ассоциируется с соколом. Согласны ли вы с ним?
«Петербургские повести» — общее название ряда повестей, написанных знаменитым писателем Николаем Васильевичем Гоголем. И именно в этом сборнике можно встретить такие произведения, как "Портрет", "Невский проспект".
Вначале хочется отметить, что основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, в данном случае обманчивость Петербурга, ее мнимого великолепия. Кроме того Н.В. Гоголя волнуют проблемы личностей, творчества, а также художника. Перейдя к данной теме возникает вопрос "Каким должен быть настоящий художник?".
Например, в произведении "Портрет", который был написан в 1833-1834 г., писатель показывает нам, читателям, каким должен быть настоящий художник. Действие происходит в Петербурге, где молодой человек Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукина портрет старика, глаза которого "глядят, как живые". Автор задается вопросом, возможно ли вдохновенное творчество в обманчивом и бездуховном мире призрачного Петербурга? В первой части повести рассказывается о судьбе художника, променявшего свой талант ("небесные сокровища") на богатство и успех ("земные сокровища"). По принципу антитезы Чарткову противопоставлен безымянный герой второй части – художник, также искушавшийся нечистой силой, но победивший в этой борьбе и посвятивший свое творчество Богу.
Именно на этом примере вы видим смех автора над человеком, который "продать свой талант". Сделав своим призванием накопление богатств, служение верхам общества, главный герой мог создавать лишь простые, лишенные живого чувства портреты знатных аристократических дам и др. Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свои поставив сиюминутную славу, материальный успех выше настоящего искусства.Он обрел деньги и славу хорошого художника, но в один день, поняв, что он не может ничего самостоятельно нарисовать, он сошел с ума.
И Гоголь, показывая нам судьбу неудавшегося художника, хочет сказать, что всегда нужно оставаться верным своей идее, не поддаваться искушениям, что не всегда деньги приносят добро. Следовательно можно сделать вывод, что художник должен творить не ради удовлетворения других, не ради материальных богатств, а только для себя. Цель творчества - самоотдача и выражение своего "я" через искусство.
Анализируя произведение "Невский проспект" можно отметить, что у главного героя Пискарева совершенно иной характер: он человек одинокий, очень искренний и чуждый северной столице. Он романтик, "застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя". Гоголь выделяет этого тонко чувствующего мир юношу среди остальных людей на Невском проспекте, так как он имеет душу. Он истинный художник, верный своему труду. Увидев прекрасную девушку, Пискарев, влюбленный и пораженный, помчался за ней. И он не отрекается от нее, узнав, что она девушка лёгкого поведения, не стесняется своей любви к ней. Наоборот, он хочет ей выкарабкаться из сетей разврата, в которых та запуталась. Любовь его к ней не угасает, а наоборот разрастается до такой степени, что Пискарев становится невменяем. Он умирает для реальности, живет лишь снами, в которых возносит свой идеал до небес. Его поступки необдуманны, он начинает принимать опиум, окончательно прекращает общаться с внешним миром, и, в конце концов, умирает.
Образом этого художника Гоголь хочет показать, что совсем немногие люди, обитающие на Невском проспекте, умеют любить и чувствовать по-настоящему.
Оба художника кончили свою жизнь плачевно. Один - из-за своего стремления разбогатеть и прославиться, а другой - из-за своей непри к несправедливости жизни.
Чартков чудесным образом получил так необходимые для него в определенный этап жизни деньги. Но он истратил их на сиюминутные прихоти, за что и получил справедливую кару. Пискарев же – просто жертва обстоятельств.
Мальчик всегда был погружен в свои мысли, и никто не знал, о чем он думает, о чем мечтает. Одна только горничная Настя, когда новая хозяйка совсем уж изводила её своими придирками, иногда приходила к нему в его уголок, недолго сидела и говорила с ним. Они вспоминали его покойную мать, её доброту и мягкость, её ум и красоту.
Так три года. Мальчика отдали в гимназию, но всё так же ни отец, ни мачеха почти не вспоминали о его существовании. А он рос и становился всё более задумчивым и хмурым, всё более нелюдимым и тихим.
Мачеха уже не была так молода и красива, как раньше, а отец как-то рано постарел и внезапно умер от скоротечной чахотки. Прежде свежее, теперь лицо мачехи покрылось морщинами, щеки некрасиво обвисли, спина сгорбилась. В ней осталась только её хозяйственность и зоркий подозрительный взгляд. Со смертью мужа она уже не могла держать горничную, и Настя уехала в родную деревню. Они остались вдвоем в доме - она и мальчик-пасынок, ненависть к которому она пронесла через все эти годы. Почему она ненавидела его? Она и сама этого хорошо не знала...
Он стал уже совсем взрослым, окончил университет и нашел себе невесту. Только теперь, к своим двадцати трем годам, он научился улыбаться и почувствовал радость жизни. Сегодня день их с Машенькой свадьбы. Перед тем, как ехать в церковь венчаться, он запер на замок родительский дом, плеснул на его углы керосину из стеклянной бутыли и бросил зажженную спичку. Оглянувшись из окна экипажа, он увидел, как вдали полыхают языки пламени...