есть в нашей военной традиции одна особенность - не выставляться и не кичиться боевыми заслугами. корни этой традиции уходят в древние времена, к былинным богатырям. исконный герой наш не похож на западного рыцаря. и те только внешнее несходство рознит двух воителей. рыцарь тщеславен, любит почет и уважение. все его боевые заслуги строго ранжированы и тарифицированы - любое его военное деяние имеет цену и требует безусловного вознаграждения. наш герой скромен, и даже совершивши великий подвиг, не требует от властей даров и наград. он не тщеславен и не выставляет напоказ свою доблесть. ему, герою нашему, неуютно вблизи сановных и влиятельных лиц, но комфортно среди простых людей. а рыцарь, наоборот, любит красоваться в блистательной свите повелителя-правителя. свершивши благое и трудное дело, герой наш удаляется с поля битвы и не рыщет по полям в поисках нежданной жертвы. он вполне может обходиться без войн и военных приключений, но если зазвучит вечевой колокол и позовет боевая труба, он без излишнего промедления идет на войну и бьется с врагом, не щадя себя во имя победы. в бою герой наш преображается, стряхивает с себя все обременительное, облачается в военные доспехи и начинает жить совершенно иной жизнью. благородные устремления вытесняют все прочие, а общественный и гражданский долг становится главным и ведущим мотивом его действий. он превращается в исполина, готового ради родной отчизны сокрушить любого врага. его не пугает ни численность противника, ни его прежняя слава, ни превосходство в оружии. * этот благородный воинский тип, который рождает лишь земля . и если все прочие народы уповают на религиозный фанатизм, мощь оружия и боевой техники, надеются на талантливых военачальников, то люди, не отрицая значения оружия, техники, стратегии, тактики и талантливых военачальников, всегда делали ставку на массу войскового офицерства, которое, не гоняясь за громкими , чинно и по-деловому день за днем делами свое военное дело и тем самым создавали основу для громких побед. без этой повседневной боевой работы, в которой ковались и закалялись характеры, оттачивалось мастерство, завоевывались высотки местного значения, не могло быть прорывов и наступлений, которые вели в последующем к решительным над врагом. * в романе "война и мир" л.н. толстого много персонажей, но, на мой взгляд, там есть единственный настоящий герой - это артиллерийский капитан тушин. князь андрей болконский - это, по понятиям писателя, тоже герой. по моим же понятиям, он не идет ни в какое сравнение с названным капитаном. однако, развитие данной темы не входить в канву моего предисловия, а представляет собой предмет особого разговора. * обратимся теперь к фрагменту "войны и мира", чтобы понять и осмыслить тот тип армейского офицера, на котором держится вся система войны.
Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея л. н. толстого «война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. в. я. коровиной. раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя андрея и пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы кутузова и наполеона. и это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять л. н. толстого.большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. многие из нас могут похвастать, что роман л. н. толстого «война и мир» прочитали в полном объёме в школе? учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла . эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.я пошла несколько иным путём. я эти карточки на дом. каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. как называет их калганова т. а., это карточки-, организующие интерактивное обучение. ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. карточки категории в рассчитаны на , воспроизводящих знания. такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. карточки категории б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. карточки категории а для , которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. такие карточки посильны для учащихся. если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.