Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» . Мцыри — мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь:
* Он был, казалось, лет шести; * Как серна гор, пуглив и дик * И слаб и. гибок, как тростник.
Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «…уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , но вдруг осенней ночью юноша изчез. Он не мог жить спокойно — грустил по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски «но стороне своей родной» . Мцыри решился бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег — шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв» , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался вот келий душных и молитв» . Мцырл, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы ». Утром он увидел то, к чему стремился:
«…Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев» , шумящих, как «братья в пляске круговой» .
* Кругом женя цвел божий сад; * Растений радужный наряд * Хранил следы небесных елея, * И кудри виноградных лоз * Вились, красуясь меж дерев…
Мцыри тонко чувствует, понимает и любит природу; Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждаетея природой. Юноша отправился в путь: «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе» , но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . Мцыри был в ужасном отчаянии — лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился 4 страшней и гуще каждый час» . Юноша оказался во враждебной ему стихии: «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота… »
Меня восхищает героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь.
Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей «тюрьме» . Мир природы не человека, насильно оторванного о» нее на долгие годы. Мечте Мцыри не суждено было сбыться, раны от битвы с барсом были смертельны, но он не жалел о случившемся.
Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри — «цветок темничный» , на нем «тюрьма оставила печать» , и поэтому он не отыскал путь к свободе. Природа, с которой стремился слиться герой, — не только прекрасный мир, но и грозная сила: совладать с ней очень непросто.
Мцыри умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для него нет ничего ближе природы, оттуда ему будет виден милый сердцу Кавказ. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как сама природа, как вольный его народ
Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — рассказ о капитане Тушине. Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”. В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая из-под маленькой ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают решительного “хорошо! ” князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой.
* Он был, казалось, лет шести;
* Как серна гор, пуглив и дик
* И слаб и. гибок, как тростник.
Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «…уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет» , но вдруг осенней ночью юноша изчез. Он не мог жить спокойно — грустил по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски «но стороне своей родной» . Мцыри решился бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег — шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв» , о котором герой мечтал с детства, в который вырвался вот келий душных и молитв» . Мцырл, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы ». Утром он увидел то, к чему стремился:
«…Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев» , шумящих, как «братья в пляске круговой» .
* Кругом женя цвел божий сад;
* Растений радужный наряд
* Хранил следы небесных елея,
* И кудри виноградных лоз
* Вились, красуясь меж дерев…
Мцыри тонко чувствует, понимает и любит природу; Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждаетея природой. Юноша отправился в путь: «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе» , но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . Мцыри был в ужасном отчаянии — лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился 4 страшней и гуще каждый час» . Юноша оказался во враждебной ему стихии: «миллионом черных глаз смотрела ночи темнота… »
Меня восхищает героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь.
Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей «тюрьме» . Мир природы не человека, насильно оторванного о» нее на долгие годы. Мечте Мцыри не суждено было сбыться, раны от битвы с барсом были смертельны, но он не жалел о случившемся.
Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри — «цветок темничный» , на нем «тюрьма оставила печать» , и поэтому он не отыскал путь к свободе. Природа, с которой стремился слиться герой, — не только прекрасный мир, но и грозная сила: совладать с ней очень непросто.
Мцыри умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для него нет ничего ближе природы, оттуда ему будет виден милый сердцу Кавказ. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как сама природа, как вольный его народ
Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штаб-офицера.
Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”.
Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”.
В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая из-под маленькой ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”.
Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического.
Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают решительного “хорошо! ” князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой.