На картине запечатлена дора маар — профессиональный фотограф, дочь хорватского архитектора, с которой художника связывали близкие отношения в течение девяти лет (1936—1945). дора снимала калек, слепых, клошаров, соединяя в таинственно-жуткий сюрреализм красоту и уродство, роскошь и нищету. творчество доры было смелым, авангардным, критики называли ее стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». маар стала интеллектуальной отдушиной для пикассо, который на момент знакомства с ней переживал творческий кризис. она подтолкнула его к авангардистскому движению и политическим темам. маар учила художника фотографировать, а сама под его влиянием занялась живописью. вместе они изготавливали на стекле своего рода «фотогравюры», с которых, как с огромных негативов, делали отпечатки на фотобумаге. дора на долгие годы стала главной моделью пикассо. в полотне «плачущая женщина» он буквально раскроил на части лицо любимой, обнажив мертвенно-бледное нутро истинного горя: рот искажен страданием, зубы судорожно рвут скомканный платок. на этой белой «внутренней сути» видны следы рук. плача, мы почти всегда сжимаем лицо ладонями, утираем слезы — эти постоянно тянущиеся к лицу руки мастер изобразил достоверно. глаза похожи на две пуговицы, пришитые крест-накрест, — мертвые пластмассовые крестики вместо зрачков перечеркивают жизнь во взгляде плачущей. «плачущая женщина» является собирательным образом всех горюющих женщин, потерявших в войну мужей и сыновей.
главный герой – это основной персонаж рассказа его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. читатель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. в рассказе «лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта . стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня. именно поэтому тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей является главной в этом произведении. только любовь к ближнему ведет героя рассказа сквозь вьюгу навстречу трагическому финалу. для меня главный герой представляется добродушным человеком. сострадание, взаимопонимание, самопожертвование и, конечно, смелость являются основными чертами его характера . он отважный человек, которому небезразлично состояние мальчика. нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает» , а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. о том, что твориться на улице представление такие фразы, как «непроглядная вьюга» ; «такая страсть» ; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака» . слышен «гул и грохот вьюги» , а от ощущения леденящего ветра так, что «весь дом гудел» , можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать страшную картину происходящего. холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, пылающему в теле ребенка. для ребенка красные лапти – желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба. красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, показывается как противопоставление бледному сумраку и мрачной ночи. эта же цветовая гамма отразилась и в видениях бредившего ребёнка: “стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”. трагичности событиям добавляет стиль автора. начало рассказа предвещает ожидание чего-то страшного в конце. однотонность и обыденность повествования показывают стихию природы беспросветной, обстоятельства ещё более безвыходными, а смерть нефеда ещё более мрачной. автор создаёт впечатление замкнутого круга и безысходности. тем не менее финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его нефед. такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке главного героя. нефед, не думая о себе, решает выполнить, возможно, последнюю, волю тяжелобольного мальчика, и в этот момент для него нет ничего важнее. бескорыстность поступка нефеда очевидна. уже не зная того, он спасает отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно нефёду они находят правильную дорогу. наблюдая за противостоянием людей и сил природы, мне кажется, что смерть нефеда – та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди и, скорее всего, возвращается к жизни ребёнок, ведь за смертью непременно идёт жизнь.