Русский офицер, служащий на Кавказе, получает письмо от матери и решает её навестить.
Развитие событий:
Жилин попадает в плен к горцам. Туда же привозят и второго пленника офицера Костылина. Товарищи по несчастью живут в сарае в горном ауле. Жилин готовит побег, который не удаётся по вине Костылина. Офицеров ловят и сажают в яму.
Кульминация:
Жилин при дочери хозяина Дины выбирается из ямы и совершает второй побег.
Развязка:
Побег заканчивается удачно. Русские военные привозят Жилина в крепость.
Повествование ещё имеет экспозицию, которая стоит перед завязкой и, обычно знакомит читателя с местом, временем и главными героями, которые описаны в произведении.
В "Кавказском пленнике" экспозиция коротка: "Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин".
И эпилог, который венчает произведение, и показывает, что стало с главными героями: "И остался (Жилин) служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли".
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе -Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г. , когда он начал публикацию “Губернских очерков” . Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь” , ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил- был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он ? Кого , что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал” . Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь” : “…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице” навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот…. ” . Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество великого сатирика по заслугам. В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.
Завязка.
Русский офицер, служащий на Кавказе, получает письмо от матери и решает её навестить.
Развитие событий:
Жилин попадает в плен к горцам. Туда же привозят и второго пленника офицера Костылина. Товарищи по несчастью живут в сарае в горном ауле. Жилин готовит побег, который не удаётся по вине Костылина. Офицеров ловят и сажают в яму.
Кульминация:
Жилин при дочери хозяина Дины выбирается из ямы и совершает второй побег.
Развязка:
Побег заканчивается удачно. Русские военные привозят Жилина в крепость.
Повествование ещё имеет экспозицию, которая стоит перед завязкой и, обычно знакомит читателя с местом, временем и главными героями, которые описаны в произведении.
В "Кавказском пленнике" экспозиция коротка: "Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин".
И эпилог, который венчает произведение, и показывает, что стало с главными героями: "И остался (Жилин) служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли".
М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе -Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г. , когда он начал публикацию “Губернских очерков” . Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь” , ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил- был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он ? Кого , что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал” . Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь” : “…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице” навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот…. ” . Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество великого сатирика по заслугам. В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.