Требовательность, умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича, домашнего учителя мальчиков. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков чистописания, когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том, что самый тяжкий из пороков – неблагодарность.
"- Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, - сказал он, прикладывая руку к груди, - да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, - при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи. - Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал не нужен: оттого, что я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, - сказал он гордо. - Бог с ними! Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, бог милостив, найду себе кусок хлеба... не так ли, Николай?" Отрывок из текста. Он не был человеком, кто строит из себя доброго и покорного слугу перед каждым богачом. Если он любил детей и графиню за доброту, то он платил им тем же, любовью, добротой.
Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ. Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев. Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта. Поэт погибает. Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу.«Вы, жаждою толпой столицы у трона… Свободы, Гения и Славы палачи»Пушкин назван «светочем» в стихотворении потому, что он нес в жизнь светлое, новое, дерзкое, но он был чужд толпе и она его убила, поэтому кровь светской толпы названа «черной». Следующие произведения Лермонтова, в котором, так же затрагивается тема поэт и общество – «Поэт». Первая часть стихотворения посвящена описанию кинжала. Автор описывает его с чувством восторга, любви, гордости и жалости. Сначала судьба кинжала была благосклонна. Его любили, чистили, он был нужен, полезен жизнь хозяину. Но после гибели господина он стал бесполезный, ненужный, «бесславный» и «безвредный», хотя и золотой. Описание кинжала занимает большое место в стихотворении, потому что его судьба очень схожа с судьбой поэта того времени. В своем произведении Лермонтов сравнивает голос поэта, его стих с « чашей для пиров», с «фимиамом», с «божьим духом, с «колоколом». Поэт использует много сравнений для того, чтобы ярче выразить свои чувства, мысли, точнее передать значимость поэзии. Язык поэта правдив, честен, без лести, без прикрас, поэтому он не нравится светскому обществу. Лермонтов говорит о том, что поэт « в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье», превратил поэзию в источник материальных благ. Пишет то, что требует от него общество, а не то, что хотелось бы. «Клинком покрытым ржавчиной презренья» Лермонтов называет голос поэта «простой и гордый», который в данный момент звучит для развлечения толпы. В стихотворении «Пророк» поэт бежит от непонимания общества в пустыню, В произведении «Поэт» Лермонтов жалеет и осуждает поэта, за то что он не использует свой дар для получения денег. В стихотворении «Пророк» Лермонтов одобрил выбор поэта, который не стал подстраиваться под толпу.Пророк – это высокий мужчина, в светлых одеждах, с длинными волосами и бородой, с добрыми светлыми глазами, в руках у него посох. Таким себе представляю пророка я. Самолюбивые старцы видят его угрюмым, худам, бледным, бедным, одетым в лохмотья, глупым. Пророк бежал из города. Люди его не поняли и на «правды чистые ученья»: в него «бросали бешено каменья».
"- Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, - сказал он, прикладывая руку к груди, - да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, - при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи. - Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал не нужен: оттого, что я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, - сказал он гордо. - Бог с ними! Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, бог милостив, найду себе кусок хлеба... не так ли, Николай?" Отрывок из текста.
Он не был человеком, кто строит из себя доброго и покорного слугу перед каждым богачом. Если он любил детей и графиню за доброту, то он платил им тем же, любовью, добротой.
Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя
Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты.
В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев.
Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта. Поэт погибает.
Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу.«Вы, жаждою толпой столицы у трона…
Свободы, Гения и Славы палачи»Пушкин назван «светочем» в стихотворении потому, что он нес в жизнь светлое, новое, дерзкое, но он был чужд толпе и она его убила, поэтому кровь светской толпы названа «черной».
Следующие произведения Лермонтова, в котором, так же затрагивается тема поэт и общество – «Поэт».
Первая часть стихотворения посвящена описанию кинжала. Автор описывает его с чувством восторга, любви, гордости и жалости.
Сначала судьба кинжала была благосклонна. Его любили, чистили, он был нужен, полезен жизнь хозяину. Но после гибели господина он стал бесполезный, ненужный, «бесславный» и «безвредный», хотя и золотой.
Описание кинжала занимает большое место в стихотворении, потому что его судьба очень схожа с судьбой поэта того времени.
В своем произведении Лермонтов сравнивает голос поэта, его стих с « чашей для пиров», с «фимиамом», с «божьим духом, с «колоколом».
Поэт использует много сравнений для того, чтобы ярче выразить свои чувства, мысли, точнее передать значимость поэзии.
Язык поэта правдив, честен, без лести, без прикрас, поэтому он не нравится светскому обществу.
Лермонтов говорит о том, что поэт « в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье», превратил поэзию в источник материальных благ. Пишет то, что требует от него общество, а не то, что хотелось бы.
«Клинком покрытым ржавчиной презренья» Лермонтов называет голос поэта «простой и гордый», который в данный момент звучит для развлечения толпы.
В стихотворении «Пророк» поэт бежит от непонимания общества в пустыню, В произведении «Поэт» Лермонтов жалеет и осуждает поэта, за то что он не использует свой дар для получения денег. В стихотворении «Пророк» Лермонтов одобрил выбор поэта, который не стал подстраиваться под толпу.Пророк – это высокий мужчина, в светлых одеждах, с длинными волосами и бородой, с добрыми светлыми глазами, в руках у него посох. Таким себе представляю пророка я. Самолюбивые старцы видят его угрюмым, худам, бледным, бедным, одетым в лохмотья, глупым.
Пророк бежал из города. Люди его не поняли и на «правды чистые ученья»: в него «бросали бешено каменья».