Очень нужного
Подберите цитаты к каждому пункту сообщения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»
Тезисы.
1. Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, так как в художественной ткани перестает быть просто отрезком речи, а становится необходимой частью образа.
2. Язык в романе служит передаче творческой мысли самого Достоевского и рассуждений его героев. Поток речи в романе имеет прерывистый, ломаный, неустойчивый характер, с массой пауз, оговорок и предположений типа «как будто», «както», «хотя», «впрочем» и т. д.
3. С речевых средств Достоевский создает в романе портреты своих героев: а) дисгармония речи Раскольникова (паузы, неритмичность, прерывистость, несоответствие внешней и внутренней форм) отражает особенности его душевного склада, раздвоение личности. Не случайно еще М. М. Бахтин замечал, что «внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов…»; б) обилие уменьшительных слов выразительно обрисовывает облик старухи процентщицы: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».
4. Большое место в романе занимают диалоги: напряженно спорят Раскольников с Соней, Лужиным, Дуней, Разумихиным, Порфирием Петровичем. Можно говорить о диалогическом характере всего романа. Об этой особенности тот же Бахтин замечал, что голоса героев «все время слышат друг друга, переплетаются и взаимно отражаются друг вдруге… Вне этого диалога «противоборствующих правд» не осуществляется ни один существенный поступок, ни одна существенная мысль ведущих героев».
5. Язык «Преступления и наказания» поражает своей непосредственностью, жизненной достоверностью. Возможно, язык Достоевского отчасти проигрывает в своей живописности и выразительных средствах по сравнению с произведениями других писателей-классиков. Однако можно утверждать, что у Достоевского своя собственная языковая манера, особенности которой позволяют ощутить невидимое, подспудное движение мысли, чувства, внутренней жизни его героев.