С чувством весьма понятной робости мы приступаем к разбору "Капитанской дочки" -- этого гениального создания великого русского поэта, в котором он явил неувядаемый образец художественного совершенства и достиг крайних граней искусства. Строгая критика может указать на некоторые недостатки и пробелы и в "Евгении Онегине", и в "Борисе Годунове", но в "Капитанской дочке" нет слабых мест: она принадлежит к числу тех вечно юных и чарующих произведений, которые никогда не утрачивают своего значения и лучше которых в том же роде ничего нельзя себе представить. "Капитанская дочка" -- единственный русский роман, который может выдержать какое угодно сравнение и на который мы можем смело указать и германо-романской Европе, и нашим соплеменникам-славянам как на непререкаемое доказательство изумительной мощи русского народного гения, сказавшейся в особенно ныне распространенном и любимом роде поэзии, то есть в области романа, заполонившей собою чуть не всю современную изящную литературу. "Капитанскую дочку" мы смело можем противопоставить и "Дон-Кихоту" Сервантеса, и романам Гете, Вальтера Скотта, Жорж Cанд, Диккенса и Теккерея. Не говорим уже о сомнительных творениях тех звезд второй и третьей величины, которые теперь мерцают или недавно мерцали на сереньком небосклоне заграничной беллетристики: сравнивать "Капитанскую дочку" с этими творениями, а Пушкина с их авторами значило бы впасть в своего рода кощунство. "Капитанская дочка", подобно картинам Рафаэля или операм и Requiem'у Моцарта, никогда не будет забыта и всегда будет служить предметом изумления, восторгов и тщательного изучения. И в то время, когда все светила нашей современной литературы канут в Лету, слух о "Капитанской дочке"
...пройдет по всей Руси великой, --
и чудный роман получит громкую известность во всем цивилизованном мире как одно из самых законченных, гармоничных и прелестных эпических созданий. В наше время, когда рабское копирование "растрепанной действительности" принимается за художественную правду, а бесцельное ковыряние в человеческой душе -- за глубокое знание человеческого сердца, "Капитанская дочка" не может пользоваться такою популярностью, какая ей подобает. Но когда теперешняя испорченность вкуса уступит место более здравым пониманиям прекрасного, "Капитанская дочка" наложит яркий отпечаток на наших романистов, и они будут воспитывать на ней свой талант. Определяя значение Пушкина, Гоголь некогда писал: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла". То же самое можно сказать и о "Капитанской дочке", ибо из всех пушкинских произведений преимущественно в ней отразились русская природа, русская душа, русский язык и русский характер в той чистоте и в той очищенной красоте, которая столь поражала Гоголя в Пушкине. Мы знаем, что многие не согласятся с нашим взглядом на "Капитанскую дочку" и найдут, что мы преувеличили ее значение. Нам, конечно, прежде всего укажут на Гоголя и на его "Мертвые души". Но можно ли ставить на одну доску с "Капитанскою дочкой" неоконченные "Мертвые души", в которых нет ничего, кроме гениально набросанных и ничем не связанных между собой силуэтов, сцен и картин, имевших в виду отразить, но не отразивших всю Россию. Гоголь знал себе цену. Он никогда не упускал из виду той разницы в разносторонности, широте и глубине дарования, которою он и отличался от своего учителя. Благоговение и смирение, с которыми он говорил о нем, определяют точку зрения, с какой надлежит смотреть на отношение "Капитанской дочки" к "Мертвым душам". "Капитанская дочка" -- одно из чудес искусства; "Мертвые души" -- это хотя и грандиозно задуманное, но не достроенное здание, в котором ничего нельзя рассмотреть, за лесами и грудами строительных материалов, кроме мастерски воздвигнутого первого
Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны Лариной. Ольга - молодая дворянка из небогатой семьи.
Ольга - прелестная девушка: "...Невинной прелести полна..." У Ольги светлые волосы и голубые глаза: "...локоны льняные..." "...Глаза как небо голубые..." Ольга Ларина - полная девушка с румяным лицом: "...Кругла, красна лицом она..." У Ольги красивые плечи и грудь: "...Ах, милый, как похорошели / У Ольги плечи, что за грудь! /Что за душа!..." Ольга - грациозная девушка, с приятным голосом и улыбкой: "...Улыбка [...] Движенья, голос, легкий стан / Всё в Ольге..." (автор имеет в виду - "все в Ольге красиво") У Ольги звонкий голос: "...И скоро звонкий голос Оли..."
Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны Лариной: "...Неужто ты влюблен в меньшую?..." ("меньшая" - Ольга) Ольга Ларина - невеста Владимира Ленского. Они с детства считаются женихом и невестой: "...Он разделял ее забавы, / И детям прочили венцы / Друзья-соседи, их отцы..." Ольга - скромная и послушная девушка: "...Всегда скромна, всегда послушна..." Ольга - веселая, резвая и беспечная девушка: "...Резва, беспечна, весела..." "...Пред этой резвою душой!..." Ольга - ветреная девушка: "...шум их ветреных утех..." (Ольга в детстве) "...Подобна ветреной надежде..." Ольга Ларина - простодушная, простая девушка: "...Как жизнь поэта простодушна..." "...Пред этой нежной простотой..." Ольга - милая девушка: "...Как поцелуй любви мила..." "...Ее портрет: он очень мил..." Ольга Ларина - самолюбивая девушка: "... В ее лице самолюбивом..." Ольга - общительная девушка в отличие от ее сестры Татьяны: "...Когда же няня собирала / Для Ольги на широкий луг / Всех маленьких ее подруг..." Ольга Ларина - неинтересная девушка, к которой быстро пропадает интерес: "...Ее портрет [...] / Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно..." (автор об Ольге) Ольга - пустая девушка. В ее чертах лица нет жизни: "...В чертах у Ольги жизни нет..." Ольга Ларина - глупая девушка: "...Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне..." Ольга любит кокетничать. Ее кокетство становится одной из причин гибели Владимира Ленского: "... Чуть лишь из пеленок, / Кокетка, ветреный ребенок! / Уж хитрость ведает она, / Уж изменять научена!..." После смерти Ленского Ольга грустит о нем. Ольга и ее сестра Татьяна вместе ходят на могилу убитого юноши: "...Бывало, в поздние досуги / Сюда ходили две подруги, / И на могиле при луне, Обнявшись, плакали оне..." Однако грусть Ольги длится недолго. Ветреная девушка вскоре забывает своего покойного жениха: "...изнывая, / Не долго плакала она. / Увы! невеста молодая / Своей печали неверна..." После смерти Ленского Ольга выходит замуж за улана (офицера): "...Улан любим ее душою... / И вот уж с ним пред алтарем..."
Это был цитатный образ и характеристика Ольги Лариной в цитатах из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
...пройдет по всей Руси великой, --
и чудный роман получит громкую известность во всем цивилизованном мире как одно из самых законченных, гармоничных и прелестных эпических созданий. В наше время, когда рабское копирование "растрепанной действительности" принимается за художественную правду, а бесцельное ковыряние в человеческой душе -- за глубокое знание человеческого сердца, "Капитанская дочка" не может пользоваться такою популярностью, какая ей подобает. Но когда теперешняя испорченность вкуса уступит место более здравым пониманиям прекрасного, "Капитанская дочка" наложит яркий отпечаток на наших романистов, и они будут воспитывать на ней свой талант. Определяя значение Пушкина, Гоголь некогда писал: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в той же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла". То же самое можно сказать и о "Капитанской дочке", ибо из всех пушкинских произведений преимущественно в ней отразились русская природа, русская душа, русский язык и русский характер в той чистоте и в той очищенной красоте, которая столь поражала Гоголя в Пушкине.
Мы знаем, что многие не согласятся с нашим взглядом на "Капитанскую дочку" и найдут, что мы преувеличили ее значение. Нам, конечно, прежде всего укажут на Гоголя и на его "Мертвые души". Но можно ли ставить на одну доску с "Капитанскою дочкой" неоконченные "Мертвые души", в которых нет ничего, кроме гениально набросанных и ничем не связанных между собой силуэтов, сцен и картин, имевших в виду отразить, но не отразивших всю Россию. Гоголь знал себе цену. Он никогда не упускал из виду той разницы в разносторонности, широте и глубине дарования, которою он и отличался от своего учителя. Благоговение и смирение, с которыми он говорил о нем, определяют точку зрения, с какой надлежит смотреть на отношение "Капитанской дочки" к "Мертвым душам". "Капитанская дочка" -- одно из чудес искусства; "Мертвые души" -- это хотя и грандиозно задуманное, но не достроенное здание, в котором ничего нельзя рассмотреть, за лесами и грудами строительных материалов, кроме мастерски воздвигнутого первого
Ольга - прелестная девушка:
"...Невинной прелести полна..."
У Ольги светлые волосы и голубые глаза:
"...локоны льняные..."
"...Глаза как небо голубые..."
Ольга Ларина - полная девушка с румяным лицом:
"...Кругла, красна лицом она..."
У Ольги красивые плечи и грудь:
"...Ах, милый, как похорошели / У Ольги плечи, что за грудь! /Что за душа!..."
Ольга - грациозная девушка, с приятным голосом и улыбкой:
"...Улыбка [...] Движенья, голос, легкий стан / Всё в Ольге..." (автор имеет в виду - "все в Ольге красиво")
У Ольги звонкий голос:
"...И скоро звонкий голос Оли..."
Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны Лариной:
"...Неужто ты влюблен в меньшую?..." ("меньшая" - Ольга)
Ольга Ларина - невеста Владимира Ленского. Они с детства считаются женихом и невестой:
"...Он разделял ее забавы, / И детям прочили венцы / Друзья-соседи, их отцы..."
Ольга - скромная и послушная девушка:
"...Всегда скромна, всегда послушна..."
Ольга - веселая, резвая и беспечная девушка:
"...Резва, беспечна, весела..."
"...Пред этой резвою душой!..."
Ольга - ветреная девушка:
"...шум их ветреных утех..." (Ольга в детстве)
"...Подобна ветреной надежде..."
Ольга Ларина - простодушная, простая девушка:
"...Как жизнь поэта простодушна..."
"...Пред этой нежной простотой..."
Ольга - милая девушка:
"...Как поцелуй любви мила..."
"...Ее портрет: он очень мил..."
Ольга Ларина - самолюбивая девушка:
"... В ее лице самолюбивом..."
Ольга - общительная девушка в отличие от ее сестры Татьяны:
"...Когда же няня собирала / Для Ольги на широкий луг / Всех маленьких ее подруг..."
Ольга Ларина - неинтересная девушка, к которой быстро пропадает интерес:
"...Ее портрет [...] / Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно..." (автор об Ольге)
Ольга - пустая девушка. В ее чертах лица нет жизни:
"...В чертах у Ольги жизни нет..."
Ольга Ларина - глупая девушка:
"...Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне..."
Ольга любит кокетничать. Ее кокетство становится одной из причин гибели Владимира Ленского:
"... Чуть лишь из пеленок, / Кокетка, ветреный ребенок! / Уж хитрость ведает она, / Уж изменять научена!..."
После смерти Ленского Ольга грустит о нем. Ольга и ее сестра Татьяна вместе ходят на могилу убитого юноши:
"...Бывало, в поздние досуги / Сюда ходили две подруги, / И на могиле при луне, Обнявшись, плакали оне..."
Однако грусть Ольги длится недолго. Ветреная девушка вскоре забывает своего покойного жениха:
"...изнывая, / Не долго плакала она. / Увы! невеста молодая / Своей печали неверна..."
После смерти Ленского Ольга выходит замуж за улана (офицера):
"...Улан любим ее душою... / И вот уж с ним пред алтарем..."
Это был цитатный образ и характеристика Ольги Лариной в цитатах из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина