Рымвид, князю и слуга и друг ЭПИЛОГ ИЗДАТЕЛЯ Рукопись, в которой изложены эти события, досталась издателю в наследство. Современник Литавора и Гражины описал все, что видел, но многое осталось тайной. В Новогрудке издатель нашёл постаревшего пажа княгини, который и рассказал все остальное. Ночной разговор Гражины с князем не Литавор с насмешкой отказал жене. Тогда княгиня велела пажу отправить немцев восвояси, чем смертельно оскорбила магистра ордена. Гражина пошла к супругу, чтобы сообщить ему о предстоящей битве с немцами, и застала князя спящим. Тогда княгиня надела доспехи мужа и заняла его место. Проснувшись, Литавор все понял и поспешил на поле боя, но Гражину не успел. Тайну эту знал только Рымвид и хранил ее до самой смерти. Никого в Новогрудке не сыщется ныне,Кто бы песни тебе не пропел о Гражине!Повторяют ее дудари по старинке.А долина зовётся Долиной литвинки
Тема любви к родине является основной и в поэме Мицкевича начала 20-х годов «Гражина». Эпическая поэма «Гражина», работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви. Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа. Поэма открывается описанием старинного княжеского замка. Здесь живет князь Литавор, который ведет междоусобную борьбу с князем Витольдом. В этой борьбе Литавор решил опереться на тевтонских рыцарей — врагов своего народа и родины. Немецкие феодальные захватчики разжиганию междоусобной вражды между литовскими князьями, так как она была выгодна им. Договор Литавора с крестоносцами вызывает решительный протест со стороны советника князя Рымвида и его жены Гражины. Но никакие не действуют на Литавора; больше всего его волнует исход его личной распри с Витольдом. Тогда Гражина, облачившись в доспехи своего мужа, вместе с дружиной выступает против крестоносцев. Она умирает на поле боя, на руках Литавора, прибывшего слишком поздно к месту сражения. Потрясенный трагическими последствиями своих заблуждений, ошибочностью избранного им пути, князь Литавор кончает жизнь самосожжением на костре. Мицкевич сам подчеркнул фольклорную основу поэмы «Гражина», закончив ее следующими словами:
Никого в Новогрудке не сыщется ныне, Кто бы песни тебе не пропел о Гражина, Повторяют ее дудари по старинке, А долина зовется Долиной литвинки.
Как отмечает автор, описанные в поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими Мицкевича («Свитезь» и другие). Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма. В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:
Не только стан красавицы-княгини, Но и душа ее была под стать мужчине. Забыв о пяльцах и веретене, Она не раз, летя быстрее бури Верхом на жмудском боевом коне. Охотилась — в медвежьей жесткой шкуре И рысьей шапке — с мужем наравне.
Типично романтической является и композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты действия, не стремясь к детально полному раскрытию связи между ними. Элемент тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает ей и занимательность, и драматизм. В польской литературе поэма Мицкевича «Гражина» положила начало жанру романтической поэмы, разрабатывающей национально-историческую тематику. Так, уже в первый период поэтической деятельности Мицкевича проявились характерные черты его творчества: гражданско-патриотическая тематика произведений, связь с народной поэзией, разработка жанра эпической поэмы, создание образа положительного героя — патриота и борца за интересы родины (Гражина — лирический герой вольнолюбивой лирики). На общем фоне польской литературы первой четверти XIX века Мицкевича резко выделяло его стремление связать поэзию с жизнью, сделать ее выразительницей передовых идей и стремлений эпохи.
ЭПИЛОГ ИЗДАТЕЛЯ
Рукопись, в которой изложены эти события, досталась издателю в наследство. Современник Литавора и Гражины описал все, что видел, но многое осталось тайной. В Новогрудке издатель нашёл постаревшего пажа княгини, который и рассказал все остальное.
Ночной разговор Гражины с князем не Литавор с насмешкой отказал жене. Тогда княгиня велела пажу отправить немцев восвояси, чем смертельно оскорбила магистра ордена. Гражина пошла к супругу, чтобы сообщить ему о предстоящей битве с немцами, и застала князя спящим. Тогда княгиня надела доспехи мужа и заняла его место. Проснувшись, Литавор все понял и поспешил на поле боя, но Гражину не успел. Тайну эту знал только Рымвид и хранил ее до самой смерти.
Никого в Новогрудке не сыщется ныне,Кто бы песни тебе не пропел о Гражине!Повторяют ее дудари по старинке.А долина зовётся Долиной литвинки
Эпическая поэма «Гражина», работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви.
Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа.
Поэма открывается описанием старинного княжеского замка. Здесь живет князь Литавор, который ведет междоусобную борьбу с князем Витольдом. В этой борьбе Литавор решил опереться на тевтонских рыцарей — врагов своего народа и родины. Немецкие феодальные захватчики разжиганию междоусобной вражды между литовскими князьями, так как она была выгодна им. Договор Литавора с крестоносцами вызывает решительный протест со стороны советника князя Рымвида и его жены Гражины. Но никакие не действуют на Литавора; больше всего его волнует исход его личной распри с Витольдом. Тогда Гражина, облачившись в доспехи своего мужа, вместе с дружиной выступает против крестоносцев. Она умирает на поле боя, на руках Литавора, прибывшего слишком поздно к месту сражения. Потрясенный трагическими последствиями своих заблуждений, ошибочностью избранного им пути, князь Литавор кончает жизнь самосожжением на костре.
Мицкевич сам подчеркнул фольклорную основу поэмы «Гражина», закончив ее следующими словами:
Никого в Новогрудке не сыщется ныне,
Кто бы песни тебе не пропел о Гражина,
Повторяют ее дудари по старинке,
А долина зовется Долиной литвинки.
Как отмечает автор, описанные в поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими Мицкевича («Свитезь» и другие). Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма.
В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:
Не только стан красавицы-княгини,
Но и душа ее была под стать мужчине.
Забыв о пяльцах и веретене,
Она не раз, летя быстрее бури
Верхом на жмудском боевом коне.
Охотилась — в медвежьей жесткой шкуре
И рысьей шапке — с мужем наравне.
Типично романтической является и композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты действия, не стремясь к детально полному раскрытию связи между ними. Элемент тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает ей и занимательность, и драматизм.
В польской литературе поэма Мицкевича «Гражина» положила начало жанру романтической поэмы, разрабатывающей национально-историческую тематику.
Так, уже в первый период поэтической деятельности Мицкевича проявились характерные черты его творчества: гражданско-патриотическая тематика произведений, связь с народной поэзией, разработка жанра эпической поэмы, создание образа положительного героя — патриота и борца за интересы родины (Гражина — лирический герой вольнолюбивой лирики). На общем фоне польской литературы первой четверти XIX века Мицкевича резко выделяло его стремление связать поэзию с жизнью, сделать ее выразительницей передовых идей и стремлений эпохи.