Определите тему и основную мысль стихотворения Н. М. Рубцова «звезда полей»?
2. Какой художественный прием использует автор?
1)Во мгле заледенелой, лучом приветливым касаясь, для всех тревожных
жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.
2)Звезда.., остановившись смотрит в полынью; своим лучом приветливым
касаясь.
3)Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину
мою.
4)Она горит...
Она горит...
3.Какое состояние передано в стихотворении С .А. Есенина "Пороша"?
Робинзон Крузо-легкомысленный сумасбродный юноша из почтенной буржуазной семьи, который, не послушавшись советов родителей, отговаривших его от мысли стать мореплавателем, отправляется в плавание.Ему много довелось испытать, но постепенно трудности формируют его характер, учат мудрости.Робинзон после кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит там 28 лет, 2 месяца и 19 дней. Герой Дефо оказывается изолированным от прочих людей, очутившись на необитаемом острове, он имеет пр. себе только нож, трубку и жестянку с табаком.Вскоре он с затонувшего корабля вещи, которые ему выжить.Таким образом Дефо изолирует героя не от цивилизаций, а от общественных отношений. Робинзон Крузо трудится, размышляет и постепенно делает свою жизнь не только сносной, но и прекрасной.Автор подробно останавливается на всех достижениях Робинзона Крузо:как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом своё жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил их приручить, построил для них загон, научился их доить и делать из молока масло и сыр; как он обнаружил несколько зёрен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле деревянной лопатой, как ему пришлось защищать свой огород от коз и птиц.
История создания
Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически.
Тема
Стихотворение посвящено природе, а именно, ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын – то есть человек, может Самое главное – не насиловать ее суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стиха.
Композиция
Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.
В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.
И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.
Жанр
Это произведение – классический пример философской лирики, в нем Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.
Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его и ритмичным.
Средства выразительности
Автор использует тропы, чтобы более ясно выразить основную мысль. Так, основные художественные средства в произведении – это:
Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.
Все они работают на более глубокое раскрытие темы.