Осмислюємо прочитане. 1. Розкажіть про історію появи Бузі в домі Шимека 2. Як п прихід сприйняли оточуючі? 3. Які асоціації виникали в Шимека, коли він дивився на Бузю? Наведіть відповідні цитати. 4. Чому про красу дівчини Шимек говорить словами з Біблії? 5. Розкрийте душевний стан Шимека. 6. Доведіть, що закоханий герой поетично сприймає навколишній світ. 7. Яка була найзаповітніша мрія Шимека? 8. Виразно прочитайте описи природи. Як вони пов'язані з душевними настроями героїв? 9. Роз- крийте символічний смисл свята, на яке з нетерпінням чекав Шимек. 10. Ви- значте фольклорні мотиви в прочитаному тексті. Порівнюємо. Прочитайте біблійну «Пісню над піснями» і визначте й відлуння (образів, мотивів, символів) у повісті Шолом-Алейхема.
Узнав о бедственном положении нищей семьи Мерцаловых и о болезни маленькой Машутки, доктор Пирогов осмотрел девочку, выписал рецепт, дал денег на еду, лекарство и дрова.
После его визита дела пошли на лад: Емельян Мерцалов нашёл работу, сыновей Гришу и Володю удалось пристроить в гимназию за казённый счёт, Машутка выздоровела. Так доброе дело чудесного доктора семью от гибели. А Гриша, выучившись и став банкиром, продолжал дело Николая Ивановича Пирогова, занимаясь благотворительностью и обездоленным.
В романе уходящие поколение представляют братья Кирсановы Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа, когда Аркадий и Базаров приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел Петрович же сразу начинает испытывать враждебные чувства. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение.
Павел Петрович Кирсанов
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.
Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров имеет такое же пристрастие к внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Собой он хочет выразить дух нигилизма, нового течения. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру. Базаров презирает искусство, считая это пустым занятием. Смеется над Николаем Петровичем, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина. Сам же Базаров уважает только точные науки, серьезно занимается медициной. Природу считает «не храмом, а мастерской». Он считает, что призвание их поколения – сначала место расчистить, а строить потом будут другие.
Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.
Николай Петрович
Настоящим оппонентом молодого нигилиста, а также выразителем авторской позиции является Николай Петрович Кирсанов. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны для него. То знание жизни, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами. Человек должен его сам почувствовать, выстрадать. Все, что он мог бы сказать о гармонии в жизни, о соединении с природой, о прелести и важности поэзии будут для Базарова только лишь пустым звуком. Так же, как и для Павла Петровича, который слишком много внимания уделял внешнему облику, забывая о душевном.
Фенечка
Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она - крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».
учебнику анатомии. Безусловно, развитие науки необходимо людям, но нельзя отрицать опыт поколений. В жизни всегда должно быть место прекрасному. Об этом и хочет сказать нам автор, когда знакомит Базарова с Одинцовой. Герой влюбляется, и сам опровергает все свои теории. Его убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью.
Узнав о бедственном положении нищей семьи Мерцаловых и о болезни маленькой Машутки, доктор Пирогов осмотрел девочку, выписал рецепт, дал денег на еду, лекарство и дрова.
После его визита дела пошли на лад: Емельян Мерцалов нашёл работу, сыновей Гришу и Володю удалось пристроить в гимназию за казённый счёт, Машутка выздоровела. Так доброе дело чудесного доктора семью от гибели. А Гриша, выучившись и став банкиром, продолжал дело Николая Ивановича Пирогова, занимаясь благотворительностью и обездоленным.
В романе уходящие поколение представляют братья Кирсановы Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа, когда Аркадий и Базаров приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел Петрович же сразу начинает испытывать враждебные чувства. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение.
Павел Петрович Кирсанов
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.
Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров имеет такое же пристрастие к внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Собой он хочет выразить дух нигилизма, нового течения. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру. Базаров презирает искусство, считая это пустым занятием. Смеется над Николаем Петровичем, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина. Сам же Базаров уважает только точные науки, серьезно занимается медициной. Природу считает «не храмом, а мастерской». Он считает, что призвание их поколения – сначала место расчистить, а строить потом будут другие.
Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.
Николай Петрович
Настоящим оппонентом молодого нигилиста, а также выразителем авторской позиции является Николай Петрович Кирсанов. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны для него. То знание жизни, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами. Человек должен его сам почувствовать, выстрадать. Все, что он мог бы сказать о гармонии в жизни, о соединении с природой, о прелести и важности поэзии будут для Базарова только лишь пустым звуком. Так же, как и для Павла Петровича, который слишком много внимания уделял внешнему облику, забывая о душевном.
Фенечка
Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она - крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».
учебнику анатомии. Безусловно, развитие науки необходимо людям, но нельзя отрицать опыт поколений. В жизни всегда должно быть место прекрасному. Об этом и хочет сказать нам автор, когда знакомит Базарова с Одинцовой. Герой влюбляется, и сам опровергает все свои теории. Его убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью.