Наталья савишна — одна из героинь повести. основная часть изображая наталью савишну, л.h. толстой использует различные художественные приёмы: — портрет; — речь; — характеристика поступков; — черты характера; — взаимоотношение с другими людьми. заключение используя разнообразные художественные приёмы, автор создаёт многогранный образ натальи савишны. главным героем автобиографической повести ji.h. толстого «детство» стал николенька иртеньев. но мальчик дан в произведении не изолированно. он постоянно соприкасается с другими героями. и через взаимоотношение с этими персонажами выявляются черты личности главного героя. одним из таких персонажей, с которыми изо дня в день соприкасался николенька, и была наталья савишна. изображая наталью савишну, л.h. толстой использует различные художественные приёмы: портретную характеристику, описание речи героини в диалогах с разными персона- жами, характеристика поступков, взаимоотношений с людьми. наталья савишна — бескорыстный, прямой человек. она готова отругать за и в то же время, видя страдания николеньки, может попросить у него прощения. наталья савишна обладает следующими чертами характера: доброта, отзывчивость, самопожертвование. несмотря на властность, наталья савишна бескорыстно служит своим (родителям николеньки), отдаёт всю себя их семье. жизнь поступила с героиней немилостиво: «она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за фоку замуж. дедушка принял ее желание за , прогневался и сослал бедную наталью за наказание на скотный двор в степную деревню». шесть месяцев, проведённых на скотном дворе, не ожесточили наталью савишну. она по- прежнему готова, забывая о себе, служить своим . чтобы показать силу бескорыстной любви героини к домочадцам, ji.h. толстой приводит воспоминания рассказчика: «с тех пор как я себя помню, помню я и наталью савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли? » поступки, которые совершает наталья савишна в повести, характеризуют её как настоящую хозяйку, знающую цену вещам: «всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала ». работа была неотъемлемой частью её жизни, самой её сущностью. бережливость — ещё одна черта, которая отличает героиню от других. писатель так описывает данное качество натальи савишны: «в сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «надо спросить у натальи савишны», — и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «вот и хорошо, что припрятала».» используя разнообразные художественные приёмы, автор создаёт многогранный образ натальи савишны. много писала надеюсь оцените
«мой первый друг, мой друг бесценный» — это первая строка стихотворения а. с. пушкина «и. и. пущину». пущин был лучшим другом пушкина с лицейской поры. он первым приехал к опальному поэту в михайловское. ю. м. нагибин мерит свою дружбу с павликом такой высокой меркой, и поэтому так и назвал рассказ. своего друга герой рассказа впервые увидел длинным, тонким, бледно-веснушчатым мальчиком «с большими серо-голубыми глазами в пол-лица, он «с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы». герою почему-то захотелось выставиться перед этим мальчиком, но он понял, что ведет себя неискренне, и мальчик об этом догадывается. через некоторое время отношение героя к новому мальчику резко изменилось. герой почувствовал уважение к нему: «его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут». новый друг поражает героя: «каким же запасом индивидуальности обладал этот если сумел войти в душу другого человека..» спустя годы притягательное обаяние и одаренность друга для него остаются загадкой: «я знаю, что еще не могу написать о павлике по-настоящему. и неизвестно, смогу ли когда-нибудь». дружбу с митей гребенниковым рассказчик называет мнимой: она «началась еще в нежном возрасте четырех лет». скорее всего мальчики подружились потому, что жили рядом, так как в этом возрасте человек редко выбирает себе друга. автор о своем опыте дружбы рассказывает с иронией: «я был уже искушен в дружбе. помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку митя гребенников». эпитеты, которыми автор наделял митю, неприязнь к нему. герой рассказа размышлял так: если у всех есть друзья — и у меня должен быть «закадычный» друг. дружба с митей пошла на спад, когда он переехал в новый дом, стал хвастаться, о прежнем доме говорил брезгливо, «что это время ему кажется страшным сном». в детстве герой верил в искренность слов, а не поступков: «наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее». эти слова не более чем просто красивая фраза. на самом деле митя «оказался ябедой» , доносчиком, а после пытался вести себя, как ни в чем не бывало. «все это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно». спустя годы митю характеризует уже взрослый человек: «слабодушный, чувствительный, слезливый», «вздорный». митя и павлик отличаются и внешне, и по манере поведения — павлик сдержан, немногословен, деликатен. конечно же, противоположны и внутренние качества. павлик «себя воспитывал сам». он так поставил себя с родителями, что своими интересами, распорядком дня, привязанностями и перемещениями, собой распоряжался сам. его отличала самостоятельность и независимость. он не пытался находиться на первом плане, а отличался «редким душевным целомудрием». «не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уже о сомнениях и надеждах. посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускающим бытие мимо себя. но я — то знаю, как мощно заряжен на жизнь был павлик, каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал». автор сравнивает его характер с характером атоса: « и благородным всегда и во всем, вопреки всему». дружбу с ним считает наступлением новой эры в жизни: «и вот настал в моей жизни павлик». павлик долгое время был на положении чужака и во дворе, и в классе, поэтому казалось, что он находился под покровительством и опекой юры. «на самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне павлика». «его нравственный кодекс был строже и чище моего». для павлика важным было понятие чести, он «не признавал сделок с совестью»