Голубая прозрачная вода, камешки на дне, желтый песок, яркое солнце — такой вспоминается мне речка моего детства всего несколько лет. И вот картина, которую я вижу сейчас: темная, мутная вода, грязный песок, толстая железная труба, перерезающая речку напополам. Речка: Что с тобой случилось? Что сделали с тобой люди? Подобные вопросы волнуют сейчас очень многих потому, что мы живем в трудное и сложное время. Перестраиваются не только экономические отношения, ломаются привычные стереотипы, происходит возвращение многих забытых ценностей. Но в суете наших дней мы порой забываем о природе, забываем о том, что ей нужна Мы в последнее время очень много говорим об экологии. Экология — это наука о «доме». Так почему же мы Довели свой дом до такого состояния? Почему мы молчали об этом? Ведь молчать нельзя! Почему человек, существо разумное, не может понять, что это ведет его к гибели, к катастрофе?
Образное слово писателя играет большую роль в борьбе за сохранение природы. В современной литературе и публицистике появляются произведения, заставляющие задуматься о нашем общем доме. В повести Валентина Распутина «Пожар» поднимаются общечеловеческие проблемы, в том числе и экологические. Невозможно без боли читать страницы о том, как варварски вырубаются леса. Люди понимают, что это богатство не восстановится, но равнодушно смотрят на это. Происходит опустошение души, а ведь отношение к природе является мерой нравственности. Что же можно ожидать от человека, если он сегодня равнодушно уничтожает природу, уничтожает жизнь? «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздник и будни, земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее другой. Захромает какая — весь свет в наклон», — пишет Валентин Распутин. Так давайте же все вместе будем думать о нашей земле, о ее будущем, давайте стараться, чтобы оно у нее было.
Тема природы занимает особенно важное место в раскрытии человека. У Чингиза Айтматова в «Плахе» пара волков нарисована зримее, чем главный герой. Ведь зримые образы писателя — его позиция. Ужасна в повести сцена убийства сайгаков: «И теперь уже они сами оказались в плену, в гуще этого великого бегства, невероятного и немыслимого; если вдуматься, ведь волки вместе со своими жертвами, которых они только что готовы были растерзать и растащить по кускам, теперь же они уходили от общей опасности, бок о бок с сайгаками, теперь они были равны перед лицом безжалостного оборота судьбы». Писатель с болью пишет: «Не для земли, не для урожая — для отчета живет человек». Это очень страшно. Люди не должны мириться с этим, ведь все живое в природе взаимосвязанно.
Федор Михайлович задумал написать роман о “положительно прекрасном человеке”, и это была очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как “идеал... еще далеко не выработался”. Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — “князь Христос”, выросший вдали от света и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь им в несчастьях, облегчить жизнь. Князь ясно видит внутренний мир любого человека. У Епанчиных он смотрит на портрет женщины и определяет, что лицо ее отражает глубокое внутреннее страдание. Эта женщина — Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким, который содержал ее. И вот теперь ею хотят торговать, как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением. Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в “правильном направлении”: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Аглаи, доводит ее до человечности. Лев Николаевич смог Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек иметь идеал и отдать за него жизнь. Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время с момента написания этого романа. Такие произведения людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.
Голубая прозрачная вода, камешки на дне, желтый песок, яркое солнце — такой вспоминается мне речка моего детства всего несколько лет. И вот картина, которую я вижу сейчас: темная, мутная вода, грязный песок, толстая железная труба, перерезающая речку напополам. Речка: Что с тобой случилось? Что сделали с тобой люди? Подобные вопросы волнуют сейчас очень многих потому, что мы живем в трудное и сложное время. Перестраиваются не только экономические отношения, ломаются привычные стереотипы, происходит возвращение многих забытых ценностей. Но в суете наших дней мы порой забываем о природе, забываем о том, что ей нужна Мы в последнее время очень много говорим об экологии. Экология — это наука о «доме». Так почему же мы Довели свой дом до такого состояния? Почему мы молчали об этом? Ведь молчать нельзя! Почему человек, существо разумное, не может понять, что это ведет его к гибели, к катастрофе?
Образное слово писателя играет большую роль в борьбе за сохранение природы. В современной литературе и публицистике появляются произведения, заставляющие задуматься о нашем общем доме. В повести Валентина Распутина «Пожар» поднимаются общечеловеческие проблемы, в том числе и экологические. Невозможно без боли читать страницы о том, как варварски вырубаются леса. Люди понимают, что это богатство не восстановится, но равнодушно смотрят на это. Происходит опустошение души, а ведь отношение к природе является мерой нравственности. Что же можно ожидать от человека, если он сегодня равнодушно уничтожает природу, уничтожает жизнь? «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздник и будни, земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее другой. Захромает какая — весь свет в наклон», — пишет Валентин Распутин. Так давайте же все вместе будем думать о нашей земле, о ее будущем, давайте стараться, чтобы оно у нее было.
Тема природы занимает особенно важное место в раскрытии человека. У Чингиза Айтматова в «Плахе» пара волков нарисована зримее, чем главный герой. Ведь зримые образы писателя — его позиция. Ужасна в повести сцена убийства сайгаков: «И теперь уже они сами оказались в плену, в гуще этого великого бегства, невероятного и немыслимого; если вдуматься, ведь волки вместе со своими жертвами, которых они только что готовы были растерзать и растащить по кускам, теперь же они уходили от общей опасности, бок о бок с сайгаками, теперь они были равны перед лицом безжалостного оборота судьбы». Писатель с болью пишет: «Не для земли, не для урожая — для отчета живет человек». Это очень страшно. Люди не должны мириться с этим, ведь все живое в природе взаимосвязанно.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в “правильном направлении”: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.
Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Аглаи, доводит ее до человечности. Лев Николаевич смог Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек иметь идеал и отдать за него жизнь.
Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время с момента написания этого романа. Такие произведения людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.