ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», данное ей впоследствии.
"Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует только одна немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом."
скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение,
пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах
тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного,
который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на
рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху,
женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы
не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни,
происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует только
одна немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито,
столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно,
нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что
несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы
невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного,
счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал
бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь
рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь,
бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не
видит и не слышит других.Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не
должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель
вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом."