Лермонтов впервые в русской литературе вывел на странице романа героя,который прямо ставил перед собой главные вопросы человеческого бытия- о цели и смысле жизни человека, о его предназначении. В ночь перед дуэль с Грушницким Печорин размышляет: "Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?"
В главах "Тамань" и "Княжна Мэри" явственно звучит тема свободы и несвободы человека (крадет Бэлу, влюбляет в себя Мери, провоцирует Грушницкого)
В главе "Фаталист" лавный герой задает себе вопросы о судьбе,фатуме,предназначении: " И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?".
В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.
Лермонтов впервые в русской литературе вывел на странице романа героя,который прямо ставил перед собой главные вопросы человеческого бытия- о цели и смысле жизни человека, о его предназначении. В ночь перед дуэль с Грушницким Печорин размышляет: "Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?"
В главах "Тамань" и "Княжна Мэри" явственно звучит тема свободы и несвободы человека (крадет Бэлу, влюбляет в себя Мери, провоцирует Грушницкого)
В главе "Фаталист" лавный герой задает себе вопросы о судьбе,фатуме,предназначении: " И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?".