«тарас бульба» — это повесть, посвященная страницам народа. главный ее герой, тарас клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты казачества. тарас бульба — герой и мужественный воин , который прославил себя во многих боях. мужественное лицо, смелый взгляд, казацкие усы и трубка, с которой он некогда не разводился. таким возникает перед нами со страниц повести полковник тарас бульба. он любит казацкую жизнь. поэтому и проводит свою жизнь в запорожской сечи, так как он — защитник родной земли, православие и законов. такими хочет видеть и своих сыновей. гордится он сыновьями, наблюдая, как крушат они врага в первой битве. сам тарас провел всю свою жизнь в битвах с поляками, турками, татарами. отважным, опытным командиром обнаруживает себя тарас, когда его избрали атаманом. в первую очередь для него — верность отчизне. это видно не только из его знаменитой речи об боевом братстве. и в последнюю свою минуту он пытается товарищам.
Одна из поэм м. ю. лермонтова, тематика которой тесно связана с его кавказским циклом, — поэма «мцыри» . это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. в центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. события эти были связаны с путешествием лермонтова по военно-грузинской дороге, о чем писал еще п. а. висковатов. в мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом ермоловым. генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре. ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. рассказ этот произвел большое впечатление на лермонтова. кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тигром, где были такие строки: тигр и юноша сцепились средь полночной темноты, камни в пропасть покатились, обломалися кусты. все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме. мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности» , — писал в. г. белинский. поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. монастырь для мцыри — это символ тюрьмы, неволи. он тоскует по своей родине, где «люди вольны, как орлы» , по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. заблудившись, мцыри вновь оказывается возле монастыря. силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изображен умирающим. его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни мцыри, но они были самыми яркими и запоминающимися в его судьбе: ты хочешь знать, что делал я на воле? жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей. первое чувство, испытанное мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. он видит «пышные поля» , «холмы, покрытые венцом дерев» , «горные хребты, причудливые, как мечты» , «снега, горящие, как алмаз» . картины природы вызывают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул» , «свет лунных вечеров» , «вечерний гул домой бегущих табунов» , «смуглых стариков» , отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. поэт замечает, что цель побега мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир» , желание «узнать, прекрасна ли земля» , «д ля воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» . это свободомыслие героя, его стремление проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании: …о! я как брат обняться с бурей был бы рад! глазами тучи я следил, рукою молнию ловил… скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой? . «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натурау этого мцыри! » , — писал в. г. белинский, восхищенный этими строчками. в своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испытывает страха: «как зверь» , он «чужд людей» и близок к природе. природа в рассказе мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы» , «туманный лес заговорил» , ему «внятен» шум потока, шепот кустов. не слышит он лишь «человека гордый глас» .