Н. А. Некрасов детство своё провёл в усадьбе Грешнево Ярославской губернии в исключительно тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и наглого издевательства над «затворницей» -женой. 11-ти лет Некрасов отдан был в Ярославскую гимназию, курса в которой он не окончил. По настоянию отца отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, но вместо того устроился вольнослушателем в университет. Взбешённый отец перестал ему оказывать материальную поддержку, и Некрасову в течение ряда лет пришлось претерпевать мучительную борьбу с нищетой. Уже в это время Некрасова привлекала к себе литература, и в 1840 он при поддержке некоторых петербургских знакомых выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки» , изобилующую подражаниями Жуковскому, Бенедиктову и пр. От лирических опытов в духе романтического эпигонства молодой Некрасов вскоре обратился к юмористическим жанрам: полным невзыскательного балагурства поэмам («Провинциальный подьячий в Петербурге» ), водевилям («Феоктист Онуфриевич Боб» , «Вот что значит влюбиться в актрису») , мелодрамам («Материнское благословенье, или бедность и честь») , повестям о мелком петербургском чиновничестве («Макар Осипович Случайный» ) и пр. К 1843—1845 относятся первые издательские предприятия Некрасова — «Физиология Петербурга» , «Петербургский сборник» , юмористический альманах «Первое апреля» и пр. В 1842 произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, оказавшее на молодого поэта огромное идеологическое влияние. Великий критик высоко ценил его стихотворения «В дороге» , «Родина» и др. за срывание романтического флёра с деревенской и усадебной действительности. В своем творчестве Некрасов резко порывал с идеализацией «дворянских гнёзд» , столь характерной для «Евгения Онегина» , «Капитанской дочки» , «Отцов и детей» , «Детства, отрочества и юности» , «Семейной хроники» . Авторы этих произведений не раз бывали свидетелями бушевавшего в усадьбе грубейшего насилия над личностью крепостных крестьян, и тем не менее в силу своей классовой природы все они мимо этих отрицательных сторон помещичьего бытия, воспев то, что в нём, по их мнению, было положительного и прогрессивного. У Некрасова эти любовные и элегические зарисовки дворянских усадеб уступали место беспощадному разоблачению: «И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства, Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов... » Некрасовым не только отброшена, но и разоблачена традиционная для всей дворянской литературы иллюзия любви крепостных к их владельцам: «грязному и мелкому тиранству» здесь противостоят «подавленные и трепетные рабы» . И даже с пейзажа, с не раз прославленных красот усадебной природы Некрасовым сорвана поэтическая завеса: «И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен тёмный бор, В томящий летний зной защита и прохлада, И нива выжжена и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьём, И на бок валится пустой и мрачный дом... » Так уже в раннем стихотворении «Родина» [1846] звучит та ненависть к крепостничеству, которая затем через всё творчество поэта. Помещики в изображении Некрасова не имеют ничего общего с мечтательными и прекраснодушными героями либеральной литературы. Это — самодуры, травящие крестьянский скот («Псовая охота») , это — развратники, беззастенчиво пользующиеся своим правом первой ночи («Отрывки из путевых записок графа Гаранского» , 1853), это — своевольные рабовладельцы, ни в ком не терпящие противоречия: «Закон — моё желание, — с гордостью объявляет встречным крестьянам помещик Оболт-Оболдуев, — кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, удар зубодробительный, удар скуловорррот» («Кому на Руси жить хорошо» , гл. «Помещик») . Разрыв с крепостничеством отчётливо отразился уже в творчестве молодого Некрасова.
3. 4. Федя. Около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.
Павел. Около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете — такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он, они выстоят.
Илюша. Двенадцать лет. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.
Костя. 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.
Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.
3. 4. Федя. Около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.
Павел. Около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете — такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он, они выстоят.
Илюша. Двенадцать лет. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.
Костя. 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.
Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.