ответьте на один из трех вопросов 1)Проанализируйте стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее
веселье…»). Какие события жизни поэта нашли отражение в стихотворе-
нии? Почему время, когда было написано это стихотворение, можно
назвать для поэта переломным?
Можно ли утверждать, что лирический герой этого стихотворения -
зрелый человек? Обоснуйте свой ответ.
*Философ Василий Розанов в статье «Возврат к Пушкину» писал:
«Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на уҳо
скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки».
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Почему?
**Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терми-
нов определение элегии. Объясните, почему Пушкин дает такое назва-
ние этому стихотворению.
2) Проанализируйте стихотворение «И вновь я посетил…». Как бы вы
охарактеризовали общее настроение этого стихотворения: как оптими-
стическое или пессимистическое? Обоснуйте свой ответ.
Найдите строчки, в которых лирический герой вспоминает себя де-
сять лет назад. Что в нем изменилось, а что осталось прежним?
*Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», ко-
торое Пушкин написал в 1829 году. Найдите в нем схожие со стихотворе-
нием «И вновь я посетил…» мотивы. Можно ли говорить о сходстве лири-
ческих героев этих произведений? Почему?
3)Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терми-
нов определение лирического героя. Подберите эпитеты, которые, с ва-
шей точки зрения, могли бы охарактеризовать лирического героя по-
эзии А. С. Пушкина.
Михаил Лермонтов
Бородино
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
написано в 1837 году
ли природа воспитывать человека? На мой взгляд, окружающая среда действительно наставляет людей, потому она неразрывно связана с их жизненными ценностями, судьбами. Во все времена природа воспитывает человека, давая ему подсказки, делясь своими богатствами.
Многие поэты обращались к теме воспитания человека природой. Так, в стихотворении С.А.Есенина "Сыплет черёмуха снегом...", лирический герой воодушевлен наступившей весной - порой обновления и любви. Его мысли заняты невестой, о которой он готов бесконечно петь. С.А.Есенин сравнивает белый цвет черемухи со снегом, что символизирует перерождение, духовное очищение. Поэту важно показать природу в вечном движении, изменении и развитии. Подобно человеку она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Потому Есенин использует олицетворения: "черемуха сыплет", "травы никнут". С множества художественных средств выразительности автор убеждает читателей в том, что природа и человек неразрывно связаны.
Таким образом, окружающий мир, безусловно изменить человека. Природа дарит людям радость и восторг своим разнообразием красок, запахов, движений, а также учит видеть прекрасное в обыденном.