ответьте на один из трех вопросов 1)Проанализируйте стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее
веселье…»). Какие события жизни поэта нашли отражение в стихотворе-
нии? Почему время, когда было написано это стихотворение, можно
назвать для поэта переломным?
Можно ли утверждать, что лирический герой этого стихотворения -
зрелый человек? Обоснуйте свой ответ.
*Философ Василий Розанов в статье «Возврат к Пушкину» писал:
«Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на уҳо
скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки».
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Почему?
**Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терми-
нов определение элегии. Объясните, почему Пушкин дает такое назва-
ние этому стихотворению.
2) Проанализируйте стихотворение «И вновь я посетил…». Как бы вы
охарактеризовали общее настроение этого стихотворения: как оптими-
стическое или пессимистическое? Обоснуйте свой ответ.
Найдите строчки, в которых лирический герой вспоминает себя де-
сять лет назад. Что в нем изменилось, а что осталось прежним?
*Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», ко-
торое Пушкин написал в 1829 году. Найдите в нем схожие со стихотворе-
нием «И вновь я посетил…» мотивы. Можно ли говорить о сходстве лири-
ческих героев этих произведений? Почему?
3)Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терми-
нов определение лирического героя. Подберите эпитеты, которые, с ва-
шей точки зрения, могли бы охарактеризовать лирического героя по-
эзии А. С. Пушкина.
Воспитатель: Варыгина Ирина ЕвгеньевнаЗвучит русская народная мелодия «Я с комариком».Гости и дети средней группы сидят в зале. Зал убран под русскую избу.Входит Хозяюшка:-Здравствуйте дорогие мои, наступила осень. Хмурые дождливые дни уже не гости, а хозяева. Дома сижу, печь топлю, пироги пеку.Но я слышу по дорожкеБегут маленькие ножкиУ окошка посижуКто шагает погляжу.Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» входят дети младшей группы в русских костюмах или элементах одежды.Ведущий: принимай гостей, Хозяйка!Хозяйка: Проходите, дорогие! По лавочкам рассаживайтесь. Погода невесёлая.Выходит Тучка- Плакучка.Хозяйка: Кто это?Я – тучка – плакучкаКап, кап, кап! –тучкаКап, кап, кап! - плакучка,День и ночь плачетДождик вниз скачет,Кап, кап, кап!Песня: «Осень» - исп. Дети 2й младшей группы.Хозяйка: может солнышко попросим, чтобы выглянуло.Дети: Ну-ка солнышко проснись и в окошке появись!Хозяйка: Нет не слышно ничего, солнце не глядит в окно,Кто к окошку подойдёт, громко песенку споёт?(Выбегает серый зайка) :Я – ответил серый зайкаНу-ка подожди ХозяйкаВот умоюсь, а потомСолнышко будить пойдёмОчень страшно мне в лесуБоюсь рыжую лесу.Ведущая: давайте зайке споём песенку.Песня: «Листопад»-исп.Хозяйка: Давайте отправимся в лес зайке. Выбирайте, на чём отправимся? (на автобусе) .Песня: «Автобус»Дети выходят на полянку.Ведущий: Что-то стало светло, в чём дело?Входит Осень, звучит песня про осень, в исполнении взрослых.Осень: Здравствуйте ребята, я русская красавица – Осень, хожу да раскрашиваю леса своей волшебной краской, чтоб глаз радовался, да душе приятно было.Исполняется «Танец с листочками».Осень: сегодня осенины -у осени именины. Осенние дни коротки, солнышко светит редко. Весна красна цветами, а осень пирогами.Исполняется «Пляска с платочком».Осень: что- то зайка грустит? Где твой дом?Хозяйка: Он живёт в лесной избушке,Что стоит там на опушкеПеред домом огородОн сажает каждый годКогда осень настаётОн спешит на огородПосмотреть, что там растёт.Осень смотрит в огород:Ой, здесь сладкая морковь (выводит девочку в шапочке морковки)Её выдернешь ты ловкоЗдесь растёт капуста белаяХрусткая и спелая- выводит девочку капустуХозяйка: Соберём мы урожайПригласим вас всех на чайПироги с капустой-Это очень вкусно.Пальчиковая гимнастика «Урожай»Соберём в лукошко:И морковку, и картошку,Огурец, фасоль, горох-Урожай у нас не плох.(дети держат ладошку словно лукошко, поочерёдно загибают пальчики, сжимают кулачок) .Стихотворение «Огород»:В огороде много грядТут и репа и салат,Тут и свёкла и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огородНас прокормит круглый год.Звучит песня «Огородная - хороводная».Давайте послушаем какая тишина в лесу, куда улетели птицы? Почему не стрекочут кузнечики, не летают бабочки? – ответы детей.Хозяйка: Послушайте, что это за шум!Вбегают сорока с сорочатами.Инсценировка рус. нар. потешки «Сорока, Сорока. »Хозяйка: Сорока, сорока! Где была?Сорока: Далёко .Хозяйка: Кашу варила?Сорока: Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому ничего не дала- он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил кашу не варил. Вот тебе горшок пустой поди в угол и постой. - отдаёт пустой горшок последнему.Хозяйка: Нет, теперь ты в круг вставай,Пляску первым начинай.Дети играют на ложках, последний сорочонок пляшет под рус. нар. мелодию.Звучит «Заинька, попляши»Осень: Танцевали от души – вот какие малыши.Мы зайке, узнали много нового, пели, плясали, веселились у осени на именинах. А теперь пора возвращаться в детский сад.Хозяйка: Пора и нам пироги затевать, но кто же мне Уж не лежебока ли кот? Может мы его развеселим? Поиграем с ним?Русская народная игра «Мыши водят хоровод».Хозяйка: Делу время- потехе час.Начинаем рубить капусту.Пальчиковая игра:Мы капусту рубим, рубимМы морковку трём, трём.Мы капусту солим, мы капусту жмём.Хрум, хрум, хрум.Хорошая еда? – дети- да, да, да мои Давайте прощаться. Вас ждут подарки от Осени и мои румяные пироги.
Гигантское полотно «Герника» написано в черно-белых тонах. Этим Пабло Пикассо раз и навсегда размежевал понятия «войны» и «мира», ибо не бывает маленькой войны и небольшого страдания. Вызванные бомбардировкой мирного баскского города шок и негодование пацифист Пикассо выплеснул на полотно.
В свойственной ему манере кубизма, через резкие формы и символы, он вычленил все ужасы войны и страдания человека. На первый взгляд, мы видим разбросанные фрагменты, угадывая в некоторых фигуры и их детали. Среди этих обломков человеческой жизни, безжалостно смятых, словно газетная бумага, взгляд выхватывает и животных.
Сюрреалистический период творчества Пабло Пикассо облек символы трагедии не в бомбящие город самолете «люфтваффе», а в стихию животного порыва, словно вычеркнув все человеческое из понятия войны. Бык, под копытами которого выгнулась в скорбном крике над мертвым ребенком мать, символизирует смертоносную мощь войны. Под ее тяжелыми копытами гибнут не только воины, но и мирное население. Даже конь, поправший в центральной части полтона распластанную фигуру павшего воина со сломанным мечом, обезумел от ужаса. Его очеловеченный рот готов выкрикнуть: «Остановитесь!» Но огонь бушевал три дня. В левой части полотна в зубах этой чудовищной стихии гибнет, безнадежно взывая о женская фигура. А в глубине картины мечется в клетке «символ мира», пронзенный голубь.
В верхней части полотна нам предстает профиль женщины, имеющий сходство с профилем на картине «Сон» С. Дали. Но сегодня глаза его открыты, словно Пикассо призывает мир очнуться ото сна и вглядеться в ужасы бойни. Вглядеться и попытаться остановить войну. Но как слаба лампада, в протянутой руке. Ее огонек перебивает горящий электрический глаз, неприятно похожий на жестяную лампу из камеры пыток.
Да, это пытка – всматриваться в «Гернику», различать в ней полные ужаса глаза, взывающие о рты и протянутые руки. Многие критики, после первого просмотра картины, назвали ее «ужасной», они и простые зрители не были готовы к такому восприятию войны. В ней нет пафоса побед, канонических фигур павших и побежденных. Пабло Пикассо буквально «вдохнул и выкрикнул» свое произведение в массы. Словно провидец, предостерегая современников, он живописал Молох Второй мировой войны.