В своем рассказе «Никита» Платонов изобразил маленького мальчика, который соединяет в себе качества не только ребенка, но и взрослого человека.
Мальчику Никите всего пять лет, но, несмотря на столь маленький возраст, он единственная мамина опора, так как отец не вернулся в войны. Мальчик очень ласковый и заботливый, он не обделен материнским вниманием, не смотря на то, что мать с утра и до вечера работала в поле. Мальчик был очень добрый и мечтательный. Как и у любого ребенка его возраста, у Никиты была очень хорошо развита фантазия. Примеров этому в тексте много: баня, как бабушка, солнце, как дедушка, змеи в норе, житель в бочке с и другие. Никита очень скучал по своим близким, поэтому, фантазируя он представлял их, так ему было легче коротать день одному дома: теплое летнее солнце ассоциировалось у него с добрым, ласковым дедушкой, старая, накренившаяся баня – со строгой и строптивой бабушкой. Мальчик очень любил маму и сильно переживал за нее. Это доказывает нам эпизод, где Никита понес вымышленным змеям еду, чтобы те не пришли и не покусали мать. Как и любому ребенку, Никите свойственно любопытство, он очень хотел познать неизведанное, именно поэтому и полез в сарай, где сам же и испугался бочки. В свои пять лет, Никита был очень самостоятелен, ведь сейчас не каждый ребенок в пять лет сможет остаться один дома, пока родители на работе.
В этом мире господствуют силы и стихии, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода недобрые случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире дикой природы, и в социуме.
Какой же должна быть позиция человека в этом яростном мире? Следует “бороться, искать.. . и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам? Этот вопрос каждый решает для себя сам, так как тут нет однозначного ответа. Так рассказ побуждает читателя задуматься.
Главный герой (рассказчик машиниста) каждый раз выбирает борьбу. Так ему удается предотвратить крушение поезда, а затем добиться справедливости - оправдания машиниста Мальцева, который из-за временной слепоты чуть не стал виновником катастрофы. И хотя Мальцева повторно постигает слепота, рассказчик продолжает бороться за него, стремясь возвратить ему веру в себя, и, возможно, именно благодаря этой заботе зрение вернулось к Мальцеву.
А что мир, даже полный непредвиденного и таинственного, прекрасен – это не требует объяснений и обоснований. Прекрасна жизнь, как альтернатива смерти, прекрасно созидание, как альтернатива разрушению и хаосу, и прекрасна борьба за живого, за победу добра и справедливости. Прекрасны неравнодушные люди, на которых и держится мир.. .
Источник: чтение рассказа, а также
Методический материал по изучению с учащимися рассказа Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире»
В своем рассказе «Никита» Платонов изобразил маленького мальчика, который соединяет в себе качества не только ребенка, но и взрослого человека.
Мальчику Никите всего пять лет, но, несмотря на столь маленький возраст, он единственная мамина опора, так как отец не вернулся в войны. Мальчик очень ласковый и заботливый, он не обделен материнским вниманием, не смотря на то, что мать с утра и до вечера работала в поле. Мальчик был очень добрый и мечтательный. Как и у любого ребенка его возраста, у Никиты была очень хорошо развита фантазия. Примеров этому в тексте много: баня, как бабушка, солнце, как дедушка, змеи в норе, житель в бочке с и другие. Никита очень скучал по своим близким, поэтому, фантазируя он представлял их, так ему было легче коротать день одному дома: теплое летнее солнце ассоциировалось у него с добрым, ласковым дедушкой, старая, накренившаяся баня – со строгой и строптивой бабушкой. Мальчик очень любил маму и сильно переживал за нее. Это доказывает нам эпизод, где Никита понес вымышленным змеям еду, чтобы те не пришли и не покусали мать. Как и любому ребенку, Никите свойственно любопытство, он очень хотел познать неизведанное, именно поэтому и полез в сарай, где сам же и испугался бочки. В свои пять лет, Никита был очень самостоятелен, ведь сейчас не каждый ребенок в пять лет сможет остаться один дома, пока родители на работе.
В этом мире господствуют силы и стихии, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода недобрые случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире дикой природы, и в социуме.
Какой же должна быть позиция человека в этом яростном мире? Следует “бороться, искать.. . и не сдаваться”, несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам? Этот вопрос каждый решает для себя сам, так как тут нет однозначного ответа. Так рассказ побуждает читателя задуматься.
Главный герой (рассказчик машиниста) каждый раз выбирает борьбу. Так ему удается предотвратить крушение поезда, а затем добиться справедливости - оправдания машиниста Мальцева, который из-за временной слепоты чуть не стал виновником катастрофы. И хотя Мальцева повторно постигает слепота, рассказчик продолжает бороться за него, стремясь возвратить ему веру в себя, и, возможно, именно благодаря этой заботе зрение вернулось к Мальцеву.
А что мир, даже полный непредвиденного и таинственного, прекрасен – это не требует объяснений и обоснований. Прекрасна жизнь, как альтернатива смерти, прекрасно созидание, как альтернатива разрушению и хаосу, и прекрасна борьба за живого, за победу добра и справедливости. Прекрасны неравнодушные люди, на которых и держится мир.. .
Источник: чтение рассказа, а также
Методический материал по изучению с учащимися рассказа Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире»