Главному герою рассказа повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки ему. то лидия михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. но все ее хитрости и старания даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. лидия михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы мальчику. в конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на "грех" - она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. к сожалению, "преступление" раскрывается, и лидии михайловне приходится уехать из города. и все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.
«не хочу учиться, хочу жениться! » - говорит митрофан. а жениться он хочет на софье, молодой девушке, попавшей из столицы в дом простаковых. г-жа простакова внемлет жалобе своего сыночка и строит заговор, который заключается в похищении софьи и в последующей женитьбе митрофанушке на ней. недорослю нравится этот план, и он охотно собирается приять в нём участие, но как только всё доходит до дела, он делает вид, что ни к чему не причастен, чтобы в случае провала на него не пали никакие подозрения или обвинения. в результате план провалился, а вот обвинения в причастности к похищению всё равно ему предъявили.