Это случилось в холодный зимний день - родился Младенец. Его согревало тепло домашних зверей, стоявших в этой же пещере. А пастухи смотрели в звездное небо. Там мерцала Вифлеемская звезда. Три звездочёта спешили на этот свет. На верблюдах и осликах они везли с собой дары для Младенца. А из степи дул свирепый ветер. Пастухи тоже хотели поклониться чуду. Вскоре с ними шла уже целая толпа; среди людей были и ангелы. Их босые ноги оставляли на снегу отпечатки. У пещеры их встретила Мария, но не впустила в пещеру, потому что их было слишком много. Они ждали свидания с Младенцем. На рассвете Мария впустила только лишь одних волхвов, которые увидели спящего Младенца. А из-за дверей в пещеру смотрела звезда Рождества.
1.В "судьбе" туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство:кажется,что тучи,как и поэт,-изгнанники.Такой прием есть в фольклоре.Но вскоре нам становится ясно,что сходство между "судьбой" туч и судьбой поэта мнимое:у них много различий,чем сходств.
3.У М.Лермонтова настроение скучное,унылое. Если "вечно холодные",значит автор писал стихотворение в осеннию пору.
Стихотворение написано в жанре философской лирики.
Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.
Философская лирика – это как правило произведение, написанное профессиональным писателем, философом, сочетающий в себе соблюдение всех литературных правил по написанию стихов (рифма, олицетворение и т. д. ) и скрытый смысл (кроме понятного основного) . Скрытый смысл раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, или после произошедшего события (стих - пророчество) .
Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники» : гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению» .
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную» . Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера» :
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания» , они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные» .
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания» ! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую» . В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.
Это случилось в холодный зимний день - родился Младенец. Его согревало тепло домашних зверей, стоявших в этой же пещере. А пастухи смотрели в звездное небо. Там мерцала Вифлеемская звезда. Три звездочёта спешили на этот свет. На верблюдах и осликах они везли с собой дары для Младенца. А из степи дул свирепый ветер. Пастухи тоже хотели поклониться чуду. Вскоре с ними шла уже целая толпа; среди людей были и ангелы. Их босые ноги оставляли на снегу отпечатки. У пещеры их встретила Мария, но не впустила в пещеру, потому что их было слишком много. Они ждали свидания с Младенцем. На рассвете Мария впустила только лишь одних волхвов, которые увидели спящего Младенца. А из-за дверей в пещеру смотрела звезда Рождества.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1.В "судьбе" туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство:кажется,что тучи,как и поэт,-изгнанники.Такой прием есть в фольклоре.Но вскоре нам становится ясно,что сходство между "судьбой" туч и судьбой поэта мнимое:у них много различий,чем сходств.
3.У М.Лермонтова настроение скучное,унылое. Если "вечно холодные",значит автор писал стихотворение в осеннию пору.
Стихотворение написано в жанре философской лирики.
Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.
Философская лирика – это как правило произведение, написанное профессиональным писателем, философом, сочетающий в себе соблюдение всех литературных правил по написанию стихов (рифма, олицетворение и т. д. ) и скрытый смысл (кроме понятного основного) . Скрытый смысл раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, или после произошедшего события (стих - пророчество) .
Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники» : гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению» .
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную» . Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера» :
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания» , они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные» .
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания» ! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую» . В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.