Одним из самых сильных эпизодов повести "Дубровский" является описание пожара в Кистеневке. Гениальный автор рисует картину всеми доступными ему средствами: мы словно видим и слышим всполохи и треск огня, крики людей, отчаяние молодого Дубровского. Скорее всего Владимир не хотел сжечь свой родной дом, он просто желал, простившись ночью с дорогими местами, тихо уйти, но перечитал письма покойной матери, вспомнил отца и не захотел, чтобы в святых вещах копались чужие руки приказных. Поведение отвратительного Шабашкина тоже сыграло свою роль в решении Владимира. Но, несмотря на несправедливый суд, хамское отношение властей, Владимир не хочет никого убивать. В отличие от своего крепостного Дубровский не желает судейским смерти. Он хочет лишь избавить свое родовое гнездо от их присутствия. Крепостные же, напротив, желают уничтожить судейских, они острее чувствуют несправедливость. Владимир принимает решение о поджоге, когда встает со свечой, забирает с собой дорогие ему письма и выходит из дома. И разгорается пожар! Люди возбуждены стихией огня, женщины хлопочут и ахают, ребятишки балуются, и над всем этим возносятся предсмертные стоны шайки Шабашкина. Крепостные видят, что Дубровский уже не остановится ни перед чем. Всей силой желания воли, которая обычно движет русским человеком, крепостные клянутся Владимиру не оставить его. Показателен эпизод с кошкой, которую кузнец. Кошка-живое существо достойно жизни более, чем коррумпированные и злые чиновники, считает Архип. Кроме того, кузнец кошку, рискуя жизнью, этим автор намекает на то, что приказных было проще, чем котенка, но этого никто не сделал. И, вот, вместо родового дома в Кистеневке остается пепелище. Все стихает вокруг. Владимир лишен крова и хлеба. Кажется, что повести конец. Но нет! Действие вновь возрождается, крестьяне собираются уходить из деревни, а путь Владимира лежит в лес, в разбойники! Это станет его протестом против существующей в России судебной власти.
"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству. Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том... Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения: Ветер весело шумит, Судно весело бежит... В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч... Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко: Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы... Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо. Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы. Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками: Град на остове стоит С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом... Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках: Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку... Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке. Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова! Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.
И разгорается пожар! Люди возбуждены стихией огня, женщины хлопочут и ахают, ребятишки балуются, и над всем этим возносятся предсмертные стоны шайки Шабашкина. Крепостные видят, что Дубровский уже не остановится ни перед чем. Всей силой желания воли, которая обычно движет русским человеком, крепостные клянутся Владимиру не оставить его.
Показателен эпизод с кошкой, которую кузнец. Кошка-живое существо достойно жизни более, чем коррумпированные и злые чиновники, считает Архип. Кроме того, кузнец кошку, рискуя жизнью, этим автор намекает на то, что приказных было проще, чем котенка, но этого никто не сделал.
И, вот, вместо родового дома в Кистеневке остается пепелище. Все стихает вокруг. Владимир лишен крова и хлеба. Кажется, что повести конец. Но нет! Действие вновь возрождается, крестьяне собираются уходить из деревни, а путь Владимира лежит в лес, в разбойники! Это станет его протестом против существующей в России судебной власти.