Многие из нас читали замечательную сказку Ханса Кристиана Андерсена "Пятеро из одного стручка". В ней рассказывается про пять горошинок, которые раскатились кто куда.
А на уроках ботаники нам расскажут, что любому семечку (а горошина - это семя), чтобы прорасти и превратиться в растение, нужно четыре вещи: земля, вода, воздух и солнечный свет. Если семечко упадет в сухую землю, то оно не прорастет. Если семечко упадет в воду, то сначала набухнет, но погибнет из-за нехватки воздуха. А если оно попадет туда, где будет влажно и хотя бы немного земли, то вскоре появится росток, который потянется к свету.
У некоторых растений есть специальные при для того, чтобы растению тянуться к свету. Вот у гороха, например, на концах перистых листьев гороха есть "усики". Ими растения цепляются за другие растения, а если посадить горох у стены - за неровности стены. Зацепившись усиками, растение может вырасти выше, не падать под собственной тяжестью. А значит, солнца его листьям достанется больше.
В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре» , «Крыжовник» , «О любви» . Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию. Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю А. Ф. Марксу от 28 сентября 1894 года Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия» . Осуществить свой замысел писателю не привелось. Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев – учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алехин – рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом – «человеке в футляре» , другой – о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу» , третий – о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье. На общность между героями этих трёх историй давно обращено внимание. Учитель, который свёл всё существование к следованию инструкциям и правилам, чиновник, который подчинил жизнь покупке имения с крыжовником, помещик, который, будучи влюблён, позволил сдерживающим соображениям настолько овладеть собой, что погибла сама любовь, - все трое связаны скрытой общностью. Чаще всего эта общность обозначается понятием «футлярности» , которое связано с осмыслением жизни. Каждая из трёх историй, по существу, повествует о «ложных представленииях» , овладевающих различными людьми (мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь; таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле» , в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство) . В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы» .
Многие из нас читали замечательную сказку Ханса Кристиана Андерсена "Пятеро из одного стручка". В ней рассказывается про пять горошинок, которые раскатились кто куда.
А на уроках ботаники нам расскажут, что любому семечку (а горошина - это семя), чтобы прорасти и превратиться в растение, нужно четыре вещи: земля, вода, воздух и солнечный свет. Если семечко упадет в сухую землю, то оно не прорастет. Если семечко упадет в воду, то сначала набухнет, но погибнет из-за нехватки воздуха. А если оно попадет туда, где будет влажно и хотя бы немного земли, то вскоре появится росток, который потянется к свету.
У некоторых растений есть специальные при для того, чтобы растению тянуться к свету. Вот у гороха, например, на концах перистых листьев гороха есть "усики". Ими растения цепляются за другие растения, а если посадить горох у стены - за неровности стены. Зацепившись усиками, растение может вырасти выше, не падать под собственной тяжестью. А значит, солнца его листьям достанется больше.
На общность между героями этих трёх историй давно обращено внимание. Учитель, который свёл всё существование к следованию инструкциям и правилам, чиновник, который подчинил жизнь покупке имения с крыжовником, помещик, который, будучи влюблён, позволил сдерживающим соображениям настолько овладеть собой, что погибла сама любовь, - все трое связаны скрытой общностью. Чаще всего эта общность обозначается понятием «футлярности» , которое связано с осмыслением жизни. Каждая из трёх историй, по существу, повествует о «ложных представленииях» , овладевающих различными людьми (мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь; таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле» , в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство) . В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы» .