Астафьев "Фотография, на которой меня нет" - сочинение "Школьный учитель в изображении В. П. Астафьева"
«Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон» . Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться» . Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки. Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья» , в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду» . Люди благодарили за это как могли дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь им в беде. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа. Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы!»
'Покатились глаза собачьи (т.е.полились слезы) Золотыми звездами в снег.' ("Песнь о собаке")
'... костер окровил таганы...' ("Черная, потом пропахшая выть!")
'Гой ты, Русь, моя родная... ...Не видать конца и края'
'Сад полыщет, как пенный пожар' ("Синий май. Заревая теплынь.")
'Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке КАЖДОЙ Ножку рад поцеловать...'
'Грянул гром, чашка неба расколота...' 'Разметем все тучи, Все дороги взмесим, Бубенцом мы землю К радуге привесим.'
'Скоро, скоро вал последний миллионом брызнет лун.'
'Бесконечные равнины', '...юность брызжет новью', '...колокольчик хохочет до слез', '...зарыдали разливные бубенцы', 'навеки не увижу', 'не спугнет их ни гром ни тьма' и др.
«Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон» . Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.
В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться» . Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки.
Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию.
В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья» , в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду» .
Люди благодарили за это как могли дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы!»
Что Луна там огромней в сто раз...' ("Шаганэ ты моя, Шаганэ")
'Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.' ("Руки милой-пара лебедей...")
'Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.' ("Никогда я не был на Босфоре...")
'В саду горит костёр рябины красной...' ("Отговорила роща золотая...")
'Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе...' ("Пушкину")
'Плещет рдяный мак заката...', 'в море хлеба' ("Не напрасно дули ветры...")
'Покатились глаза собачьи (т.е.полились слезы)
Золотыми звездами в снег.' ("Песнь о собаке")
'... костер окровил таганы...' ("Черная, потом пропахшая выть!")
'Гой ты, Русь, моя родная...
...Не видать конца и края'
'Сад полыщет, как пенный пожар' ("Синий май. Заревая теплынь.")
'Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке КАЖДОЙ
Ножку рад поцеловать...'
'Грянул гром, чашка неба расколота...'
'Разметем все тучи,
Все дороги взмесим,
Бубенцом мы землю
К радуге привесим.'
'Скоро, скоро вал последний миллионом брызнет лун.'
'Бесконечные равнины', '...юность брызжет новью', '...колокольчик хохочет до слез', '...зарыдали разливные бубенцы', 'навеки не увижу', 'не спугнет их ни гром ни тьма' и др.