Письменно ответьте на вопросы по тексту «История Государства Российского» (они даны после текста)
"О Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, Христиан правоверных!" Иван вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер.
Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иваново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная.
Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми. Сие бедствие продолжалось до 1572 года.
Но ни Судьба, ни тиран еще не насытились жертвами. Не заключим, а только прервем описание зол, чтобы с удивлением видеть Ивана как бы равнодушного, спокойного в его неутомимой политической деятельности.
Вопросы к документу
1. О каком правителе идет речь в источнике?
2. Какие черты художественного и научного литературного стиля вы смогли бы выделить в нем? (цитата, обоснование)
3. Какие литературные произведения о правлении Ивана Грозного вам знакомы? О каком мероприятии во внутренней политике оно повествует?
4. Какое направление внутренней политики Ивана Грозного наиболее известно? 5. Каково мнение Н.М. Карамзина о этом направлении? (в рамках источника)
6. Какие художественные и научные средства использует Н.М. Карамзин для описания характеристики деятельности и личности Ивана Грозного?
Закончив с покраской забора, Том отправляется на прогулку. Он встречает прекрасную девочку, в которую влюбляется. В воскресной школе Том усердно изучает Евангелие и Библию. В церкви Том пытается произвести впечатление на Бекки Тэтчер, знанием религиозных текстов. Но, не ответив на простой вопрос судьи, Том впадает в отчаянье.
В школе мальчишка признается в любви Бекки. Он уговаривает ее на но происходит ссора из-за ревности. Том решает стать пиратом.
Ночью в компании Гека Финна Том отправляется на кладбище. Там мальчики наблюдают ссору доктора Робинсона, индейца Джо и пьяницы Мэффа Поттера, закончившуюся убийством и клянутся хранить тайну увиденного.
В городе идут разговоры о происшедшем. Том знает, кто убийца. Он впадает в уныние. Тетя считает его больным. Том не желает пить противное лекарство. Он заставляет кота выпить ложечку. Тетя Поли пытается пристыдить мальчика. На это она получает ответ, что над детьми тоже издеваться нельзя. Том прилежно посещает школу, но Бекки не обращает на него внимания. Тогда мальчик вместе с Джо Гарпером и Геком Финном решают стать пиратами и отправляются в плавание на плоту. Пока они развлекаются на острове, их считают утонувшими. Мальчики являются в церковь на собственные похороны. Том снова герой. Вызвав ревность Бекки, он возвращает ее расположение.
В школе Том видит, как Бекки достала из ящика учителя книгу. Подкравшись, он пугает девочку. Она рвет страницу. Бекки уверена, что Том расскажет правду и ей не избежать порки. Перед учителем мальчик берет вину на себя.
Накануне каникул учитель Доббинс особенно строг. Ребята решают отомстить ему. Они спускают на веревке кошку, которая поднимает когтями парик и обнажает лысину Доббинса.
На каникулах родители Бекки увезли девочку. Том заболевает. Оправившись от кори, он появляется на улице, где ему скучно. Том возвращает себе славу героя, выступив на суде. Он рассказывает об убийстве на кладбище правду и невинного Мэффа Поттера. Некоторое время Том страшится мести индейца. Вскоре его страх исчезает и с Геком он идет на поиски клада. В заброшенном доме бродяги, среди которых Джо, находят клад, но решают его перепрятать. Мальчики безуспешно ищут золото в гостинице в номере индейца.
Родители Бекки по возвращению в город устраивают праздник на пароходе. Том с подругой сбегают в пещеры. В это время Гек следит за Джо, который собирается отомстить вдове судьи за арест. Гек рассказывает об этом фермеру. На индейца устроена облава.
На пароходе потеряли Тома и Бекки, а они заблудились в пещере, устали, у них закончилась еда. Том отправляется на поиски выхода. Он видит свет, который оказывается пламенем свечи в руках Джо. Том убегает от индейца. Вновь отправившись на поиски, он находит выход. Дверь в пещеру запирают, но там остается Джо. Тому жаль индейца, погибшего от голода в пещере, но он знает, где тот спрятал золото. Гек и Том становятся самыми богатыми мальчиками.
Вдова Дуглас, обязанная Геку своим берет его под опеку. Но мальчик не может жить без свободы и приключений и сбегает. Том уговаривает друга вернуться. Мальчики планируют создать шайку благородных разбойников.
В стихотворении выражено разочарование поэта в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, но в состоянии пробудить "мирные народы". Эпиграф взят из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3.
В этой притче говорится о том, что вышел сеятель сеять, но у каждого зерна была своя судьбы. Одно поклевали птицы, другое попало на каменистую почву, другое в сорняки. "А иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" Для Пушкина доброй землей, доброй почвой была свобода, свободная жизнь. И он чувствовал себя сеятелем, который сеет свободу, но он "пустынный", то есть одинокий, и "вышел рано, до звезды", то есть был начинателем в этом деле, и начал слишком рано, когда народ еще не был готов к преобразованиям. Никто не откликается на его призвание к свободе, и страшное сомнение охватывает поэта: а нужны ли народу дары свободы, может, ему спокойнее в рабстве? Сравнивая народ со стадом, которое слепо следует зову пастуха, то есть правителя, поэт теряет надежду разбудить их "чести кличем", по крайней мере, ему не представляется возможным сделать это сейчас. Народ обречен, потому что у него такая судьба("Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич") и пока они останутся "мирным народом", то есть не готовым к нововведениям, к бунту во имя свободы, пока у них не появится желания что-то изменить, а не бездумно, закрыв глаза и склоня голову подчиняться царю, семя свободы, которое хотел посеять Пушкин, не прорастет. А сейчас поэт только потерял "время, благие мысли и труды...".
Сеятелям
В основе стихотворения лежит притча о сеятеле, восходящая к Евангелию. Образ сеятеля неоднократно использовался в русской и западноевропейской литературе и знаменовал собой проповедь свободы, правды и истины. В качестве примера можно привести стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...». Да и у самого Некрасова этот образ можно встретить в поэме «Саша» («Сеял он все-таки доброе семя»).
Стихотворение «Сеятелям» иногда рассматривают как обращение к революционным пропагандистам-народникам. Это не совсем так. Произведение Некрасова адресовано более широкому кругу лиц. В нем поэт обращается с добрым напутствием к тем, кто решил посвятить себя делу служения народным интересам, борьбе за торжество идеалов добра и справедливости
поэтому эти два стихотворения переплетаются мыслями,смысл у них один,и оба поэта хотели это донести до людей