Письменно ответьте на вопросы по тексту «История Государства Российского» (они даны после текста)
"О Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, Христиан правоверных!" Иван вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер.
Таков был Царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть Государеву властию Божественною и всякое сопротивление беззаконием; приписывали тиранство Иваново гневу небесному и каялись в грехах своих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти, утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели и что земное служит ей только искушением; гибли, но для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная.
Довершим картину ужасов сего времени: голод и мор тирану опустошать Россию. Казалось, что земля утратила силу плодородия: сеяли, но не сбирали хлеба; и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около девяти нынешних рублей серебряных. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоль сами питали нищих. Люди скитались как тени; умирали на улицах, на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга! От изнурения сил, от пищи неестественной родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Царь приказал заградить многие пути; конная стража ловила всех едущих без письменного вида, неуказною дорогою, имея повеление жечь их вместе с товарами и лошадьми. Сие бедствие продолжалось до 1572 года.
Но ни Судьба, ни тиран еще не насытились жертвами. Не заключим, а только прервем описание зол, чтобы с удивлением видеть Ивана как бы равнодушного, спокойного в его неутомимой политической деятельности.
Вопросы к документу
1. О каком правителе идет речь в источнике?
2. Какие черты художественного и научного литературного стиля вы смогли бы выделить в нем? (цитата, обоснование)
3. Какие литературные произведения о правлении Ивана Грозного вам знакомы? О каком мероприятии во внутренней политике оно повествует?
4. Какое направление внутренней политики Ивана Грозного наиболее известно? 5. Каково мнение Н.М. Карамзина о этом направлении? (в рамках источника)
6. Какие художественные и научные средства использует Н.М. Карамзин для описания характеристики деятельности и личности Ивана Грозного?
Суд Соломона, одна из работ Уильяма Блейка «раннего темперного периода», ок. 1800 г.
Уильям Блейк (William Blake, 1757-1827) — английский поэт и художник. Почти непризнанный при жизни, в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Всю жизнь прожил в Лондоне.
На протяжении всей своей жизни Блейк видел видения, которые часто ассоциировались с религиозными темами и эпизодами из Библии, и вдохновляли его на последующие духовные работы и поиски. Религиозный замысел — центральный в его творчестве. Бог и Христианство являют собой интеллектуальный центр его произведений, источник вдохновения для художника. Вдобавок ко всему, Блейк верил, что был ведом архангелами при создании своих живописных работ.
Объяснение:
Блейк не любил масляные краски, поскольку считал, что они размывают форму и линию. Он предпочитал писать темперой, полагая, что продолжает традиции мастеров Возрождения. Свои темперные работы Блейк почему-то называл фресками.
Ранние темперные картины Блейка на библейские сюжеты дошли до нас, к сожалению, в ужасном состоянии. Он писал их в 1799-1800 годах и разводил краску для них на столярном клее — так, как, по собственному утверждению художника, посоветовал ему святой Иосиф, явившийся ему во сне. Рецепт святого Иосифа подвел мастера.
Краски быстро потемнели и потрескались. Впоследствии Блейк вернулся к традиционному разведения темперных красок — на яичном желтке. И его работы 1820-х годов, выполненные в этой технике, прекрасно сохранились.
Добрыня Никитич побил огненного Змея, совершил трудное дело, требовавшее много отваги и мужества. Опорой и поддержкой Добрыне служило материнское слово- она благословила сына на воинский подвиг. Добрыня освободил огромный русский полон(плен).