Письменный анализ стихотворения А. Блока "Ветер принес издалека" по плану 1.Социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.
Реально-биографический и фактический комментарий (место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения).
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст? К какому периоду творчества поэта оно относится?
Входит ли в какой-то цикл (сборник) группу произведений, близких тематически и жанрологически? Отнесенность произведения к тому или иному творческому методу, направлению, течению; связь с традицией мировой и русской культуры.
II. Интерпретация содержания произведения.
1) Смысл названия стихотворения (объяснить его отсутствие).
2) Тематика, проблематика, смысловые мотивы.
3) Художественное время и пространство.
4) Идея, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения), авторский идеал.
5) Сюжетно-композиционные особенности.
6) Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
7) Основные образы в стихотворении и приемы их создания.
III. Анализ изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявлении авторской позиции.
1) Жанровое своеобразие.
Жанр произведения: а) указан в заглавии; б) в самом тексте; в) не указан.
На какой «классический» жанр (жанры) ориентируется автор? Каноны какого жанра (жанров) соблюдаются (нарушаются)?
2) Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
3) Приемы и средства выразительной и образной речи. Что можно сказать об их выборе и сочетании?
а) Особенности лексических средств (метафоры, эпитеты и др.).
б) Особенности синтаксических средств (повторы, инверсии, антитезы и др.).
4) Звуковая инструментовка (благозвучье и аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукоподражания и др.).
IV. Личное впечатление от стихотворения.
Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Что в стихотворении может быть созвучно современному читателю? Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
Действие происходит в доме госпожи Простаковой. Она ругает Тришку( портного) за то, что тот сшил неудачно кафтан. Затем мы видим госпожу постоянно попрекающей и ругающей кого- либо : слуг, мужа... Возражает ей только брат - Скотинин . Но он любит только свиней. В доме ее живет Софья, у которой умерли и мать,и отец. А жив только дядюшка Стародум. К ней относятся как к приживалке. Тут приходит письмо от Стародума, в котором он пишет, что он отдаст племяннице часть состояния. Возникает у Простаковой желание женить своего сына Митрофана на Софье. Скотинин хочет того же. Митрофан и дядюшка дерутся. Милон называет себя женихом Софьи. Имение Простаковой описывают за долги. Сын отворачивается от маменьки. Это - злонравия достойные плоды.
В комедии много сцен, заставляющих смеяться . Чего только стоят слова Митрофана " не хочу учиться, а хочу жениться", " а зачем мне география - извозчик довезет".