В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь дает выразительную картину городской жизни.
Это уже не уездный городишко, который был описан Гоголем в «Ревизоре». Это
Губернский город, где «городские сановники» умеют сохранять внешнюю благопристойность и порядок. Писатель избегает подробных характеристик и описаний. Тем не менее читатель получает возможность составить достаточно полное
Представление и о губернском чиновничестве. По существу оно мало чем отличается от чиновничества уездного. Губернские чиновники также живут и действуют тес
Ной корпорацией, охраняющей выгоды и благополучие каждого ее члена. Гоголь
Пишет: «Они жили между собой в ладу… все было семейственно». Писатель намеренно не указывает, в какой город приехал Чичиков. Таким образом, становится
Понятно, что город NN — это обобщенный образ любого административного центра российского государства. Недаром Гоголь замечает, что этот город «никак не
Уступал другим губернским городам». Он был таким же грязным, неухоженным, с малым количеством деревьев, но большим числом питейных заведений, как и любой другой город.
Писатель подчеркивает, что российский город — это прежде всего город чиновников, поэтому он рисует развернутый и полный портрет административной власти, который говорит сам за себя. Возглавляет город губернатор. Он удостоен многих наград, но Гоголь не указывает за что именно. Главной характеристикой губернатора является его умение ловко вышивать по тюлю. За ним следует полицмейстер, которого называют «отцом и благодетелем». Он наведывается в лавки, как к себе в кладовую. Но купцы только рады этому, потому что хоть и он и возьмет, что хочет, зато не выдаст их махинации. Для этих деятелей государственная власть всего лишь средство обеспечения праздной жизни. Не гражданский долг, не благо государства, а личный интерес, собственное благо были жизненным принципом чиновников. Про полицмейстера «трудно было даже и решить, он ли создан для места или место для него».
В отличие от жизни в помещичьих усадьбах, жизнь в городе кипит. Здесь бесконечные приемы, вечеринки, балы. Но Гоголь показывает, что это движение механическое, оно лишено духовной подоплеки, а раскрывает его пустоту и никчемность. Недаром чиновники в черных фраках напоминают писателю мух, которые слетелись на бал к губернатору, как к сахарной голове. Гоголь изобразил чиновников прожорливыми паразитами, лишенными духовной сущности. Они различаются только по внешнему признаки — одни «тонкие», другие «толстые». Если первые прожигают состояние, доставшиеся им в наследство, то вторые накапливают его, используя свое служебное положение. Служение народу и отечеству для этих чиновников — пустые слова. Характерна картина присутственного места. Белый дом свидетельствует о чистоте служителей закона, но у него внутри царит произвол. Собакевич советует Чичикову: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома… Инспектор врачебной управы, он тоже человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» Этим людям нет никакого дела до судеб народа. Они озабочены лишь собой и своим социальным положением.
В черновых заметках к «Мертвым душам» Гоголь раскрывает идейно-художественный замысел своей картины города: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящей смертью». Этот замысел Гоголь полностью осуществил. В картине, изображенной сатирическими красками, писатель рисует волнение, вызванное приездом Чичикова, его крупными приобретениями и, наконец, обнаружением его мошенничества: «Город был ‘, решительно взбунтован; все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо ^понять… Всякий, как баран, остановился, выпучив глаза». Это дает возможность |Гоголю показать всю пустоту, бессмысленность, праздность жизни дворянского Общества, всю узость его интересов, все противоречие между внешней социальной значительностью дворянского сословия и его внутренним духовным ничтожеством. Знаменательно, что сумятица, неразбериха, возникшая вокруг Чичикова, была порождена дамскими сплетнями и пересудами. Жены сановников оказались достойными своих мужей. Все в городе NN построено на стяжательстве и страже. Чиновники выглядят орлами только перед теми, кто зависит от них. Перед высшими же властями они чувствуют себя ничтожеством. Интересна в этом отношении реакция городских чиновников на аферу Чичикова. Весь город охвачен страхом, а полицмейстер даже умер от этого. Но чиновники боятся не справедливого возмездия, а смены начальства. Ведь из-за проделок Чичикова пострадают все чиновники, выплывут наружу их махинации, и многие из них лишатся своих мест.
Реакция городских властей на аферу Чичикова
14.08.2011
В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь дает выразительную картину городской жизни.
Это уже не уездный городишко, который был описан Гоголем в «Ревизоре». Это
Губернский город, где «городские сановники» умеют сохранять внешнюю благопристойность и порядок. Писатель избегает подробных характеристик и описаний. Тем не менее читатель получает возможность составить достаточно полное
Представление и о губернском чиновничестве. По существу оно мало чем отличается от чиновничества уездного. Губернские чиновники также живут и действуют тес
Ной корпорацией, охраняющей выгоды и благополучие каждого ее члена. Гоголь
Пишет: «Они жили между собой в ладу… все было семейственно». Писатель намеренно не указывает, в какой город приехал Чичиков. Таким образом, становится
Понятно, что город NN — это обобщенный образ любого административного центра российского государства. Недаром Гоголь замечает, что этот город «никак не
Уступал другим губернским городам». Он был таким же грязным, неухоженным, с малым количеством деревьев, но большим числом питейных заведений, как и любой другой город.
Писатель подчеркивает, что российский город — это прежде всего город чиновников, поэтому он рисует развернутый и полный портрет административной власти, который говорит сам за себя. Возглавляет город губернатор. Он удостоен многих наград, но Гоголь не указывает за что именно. Главной характеристикой губернатора является его умение ловко вышивать по тюлю. За ним следует полицмейстер, которого называют «отцом и благодетелем». Он наведывается в лавки, как к себе в кладовую. Но купцы только рады этому, потому что хоть и он и возьмет, что хочет, зато не выдаст их махинации. Для этих деятелей государственная власть всего лишь средство обеспечения праздной жизни. Не гражданский долг, не благо государства, а личный интерес, собственное благо были жизненным принципом чиновников. Про полицмейстера «трудно было даже и решить, он ли создан для места или место для него».
В отличие от жизни в помещичьих усадьбах, жизнь в городе кипит. Здесь бесконечные приемы, вечеринки, балы. Но Гоголь показывает, что это движение механическое, оно лишено духовной подоплеки, а раскрывает его пустоту и никчемность. Недаром чиновники в черных фраках напоминают писателю мух, которые слетелись на бал к губернатору, как к сахарной голове. Гоголь изобразил чиновников прожорливыми паразитами, лишенными духовной сущности. Они различаются только по внешнему признаки — одни «тонкие», другие «толстые». Если первые прожигают состояние, доставшиеся им в наследство, то вторые накапливают его, используя свое служебное положение. Служение народу и отечеству для этих чиновников — пустые слова. Характерна картина присутственного места. Белый дом свидетельствует о чистоте служителей закона, но у него внутри царит произвол. Собакевич советует Чичикову: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома… Инспектор врачебной управы, он тоже человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» Этим людям нет никакого дела до судеб народа. Они озабочены лишь собой и своим социальным положением.
В черновых заметках к «Мертвым душам» Гоголь раскрывает идейно-художественный замысел своей картины города: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящей смертью». Этот замысел Гоголь полностью осуществил. В картине, изображенной сатирическими красками, писатель рисует волнение, вызванное приездом Чичикова, его крупными приобретениями и, наконец, обнаружением его мошенничества: «Город был ‘, решительно взбунтован; все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо ^понять… Всякий, как баран, остановился, выпучив глаза». Это дает возможность |Гоголю показать всю пустоту, бессмысленность, праздность жизни дворянского Общества, всю узость его интересов, все противоречие между внешней социальной значительностью дворянского сословия и его внутренним духовным ничтожеством. Знаменательно, что сумятица, неразбериха, возникшая вокруг Чичикова, была порождена дамскими сплетнями и пересудами. Жены сановников оказались достойными своих мужей. Все в городе NN построено на стяжательстве и страже. Чиновники выглядят орлами только перед теми, кто зависит от них. Перед высшими же властями они чувствуют себя ничтожеством. Интересна в этом отношении реакция городских чиновников на аферу Чичикова. Весь город охвачен страхом, а полицмейстер даже умер от этого. Но чиновники боятся не справедливого возмездия, а смены начальства. Ведь из-за проделок Чичикова пострадают все чиновники, выплывут наружу их махинации, и многие из них лишатся своих мест.
Объяснение: