Самое краткое. Жили да были на свете два легкомысленных генерала. Служили они всю жизнь в какой-то военной регистратуре, а когда ее распустили, то и генералы ушли в отставку. Они поселились в Петербурге на Подъяческой улице. У каждого была своя квартира и кухарка. Только вот однажды генералы невероятным образом оказались на необитаемом острове, спящие под одним одеялом. Сначала они подумали, что им все приснилось. Но оказалось, что все это не сон. Они на самом деле стоят на морском берегу в одних ночных рубашках, с орденом на шее каждого. Когда генералы проголодались, они решили осмотреть остров. Во время осмотра они обнаружили, что на острове на деревьях полно плодов, ручьи кишат рыбой, в лесу много дичи. Вот только не сорвать яблоко, не поймать рыбу или рябчика генералы не смогли. Нашли только газету. Так и легли спать голодными. А голодать генералы не привыкли. И голод был так силен, что генералы едва не съели друг друга, даже подраться успели, да вовремя опомнились. Они решили отвлечься беседой, но все разговоры волей-неволей сводились к еде. Решили они почитать газету «Московские ведомости», но и там статьи были лишь о званых ужинах да вкусных блюдах. Совсем закручинились генералы, все мысли были только об обеде. И вот одного из генералов осенила мысль, что надо им найти мужика, который бы им подал хлеб, рябчиков и рыбы наловил. Пошли генералы искать мужика. Долго они бродили по острову, и нашли таки мужика. Он безмятежно спал на острове. Генералы разбудили его и заставили накормить себя. Первым делом мужик нарвал им яблок. Затем накопал картофеля и развел огонь. Из собственных волос сплел силки, которыми поймал рябчика. Мужик приготовил много вкусной еды. Нарадоваться не могли генералы на него, да себя нахваливали за такую придумку. Чтобы он не сбежал, генералы привязали мужика веревкой, которую он сам же и сплел из дикой конопли несколько дней, генералам сытая жизнь пошла на пользу, они стали опять рыхлыми, белыми и веселыми. А мужик научился варить похлебку даже в пригоршне. Но вот заскучали генералы по своим квартирам и кухаркам. И давай приставать к мужику, чтобы он отвез их в Петербург. Мужик, в признательность, что генералы не погнушались его мужицкого труда, построил лодку, на которой можно было переплыть океан до самого Петербурга. Заботясь о комфортном плавании генералов, дно лодки мужик выстлал мягким лебяжьим пухом. Усадил мужик генералов в лодку, и поплыли они домой. Все плаванье генералы ругали мужика за качку, ветер и бури. А он все греб да кормил своих генералов. Добрались генералы до своих квартир, напились кофе и наелись сдобных булок. А в казначействе им выдали кучу денег, пенсию за все то время, что они провели на острове. На радостях они даже послали мужику рюмку водки и пятак серебра.
Бирюк - угрюмый и одинокий человек. Лесник Фома одиноко жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми, жена его бросила, семейное горе и тяжёлая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным. Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нём, Тургенев обращает внимание на художественные средства. Описание обстановки, говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: "Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу". Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка, становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. "Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ..Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза". С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле - хороший и добрый. Тургенев явно любуется своим героем. Ключ к пониманию характера Фомы - прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получаем косвенную характеристику лесника: "мастер своего дела"; "вязанки хворосту не даст утащить"; "силён.. . и ловок, как бес.. . И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идёт".
Лесник Фома одиноко жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми, жена его бросила, семейное горе и тяжёлая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.
Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нём, Тургенев обращает внимание на художественные средства.
Описание обстановки, говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: "Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу".
Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка, становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. "Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ..Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза". С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле - хороший и добрый. Тургенев явно любуется своим героем.
Ключ к пониманию характера Фомы - прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получаем косвенную характеристику лесника: "мастер своего дела"; "вязанки хворосту не даст утащить"; "силён.. . и ловок, как бес.. . И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идёт".