По драме Гроза
Задание I.
Выберите правильный вариант ответа:
1. В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А.Н. Островского?
а) «Современник»
в) «Москвитянин»
б) «Вестник Европы»
г) «Отечественные записки»
2. Укажите, кто из действующих лиц драмы А.Н. Островского «Гроза» является второстепенным персонажем?
а) Кабаниха
в) Борис
б) Тихон
г) Феклуша
3. Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н. Островский:
а) дворянство
в) купечество
б) крестьянство
г) мещанство
4.В каком году была создана пьеса А.Н. Островского «Гроза»?
а) в 1859
в) в 1870
б) в 1860
г) в 1879
5.Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н. Островского?
а) тип «лишнего человека
в) тип босяка
б) тип «маленького человека»
г) тип самодура
6.К какому литературному жанру А.Н. Островский отнес пьесу «Гроза»?
а) комедия
в) драма
б) трагедия
г) лирическая комедия
7.Укажите название города, в котором происходит действие драмы «Гроза».
а) Калинин
в) Тверь
б) Кострома
г) Калинов
8.Какой эпизод является кульминацией пьесы А.Н. Островского?
а) расставание Катерины с Тихоном
в) прилюдное покаяние Катерины
б) прощание Катерины с Борисом
г) разговор Дикого с Кулигиным
9.Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы А.Н. Островского «Гроза». Для чего же автор ввел этого героя?
а) противопоставить Кабановой
в) оживить пьесу
б) создать целостный образ «темного царства»
г) подчеркнуть удаль и размах русского купечества
10. Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито крыто да крыто было»?
а) Варваре
в) Кабанихе
б) Кулигину
г) Кудряшу
11. Кого из героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темно царстве»?
а) Варвару
в) Феклушу
б) Кулигина
г) Катерину
12.Назовите героя-резонера в драме А.Н. Островского «Гроза».
а) Тихон
в) Катерина
б) Кабаниха
г) Кулигин
13.Катерина Кабанова признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставило ее так поступить?
а) чувство стыда
в) муки совести и желание искупить свою вину
б) страх перед свекровью
г) желание уехать с Борисом
14.Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза»
а) экспозиция
1) разговор Бориса и Кудряша
б) завязка
2) гибель Катерины
в) кульминация
3) монолог Катерины перед смертью
г) развязка
4) разговор Кулигина и Кудряша
15. Какова главная заслуга А.Н. Островского перед русским театром?
16.С каким театром была связана вся творческая деятельность А.Н. Островского?
17.Назовите героя пьесы А.Н. Островского «Гроза», который произносит следующий монолог: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».
18. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Назовите героя пьесы, который оказался воспротивиться законам этой жизни?
19.Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей:Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара
20. А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Перечислите их.
21.Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера»?
Задание II.
1.ответьте развернуто на один из ниже предложенных во Свой ответ аргументируйте примерами, взятыми из текста.
2.К какому жанру: драме или трагедии можно отнести пьесу А.Н. Островского и почему?
Какова роль пейзажа в пьесе?
Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Рукою согретый хлеб».
«…Человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут…"затеси", эти мимоходные зарубки и меты на стволах "древа жизни", хоть немножко, хоть чуть-чуть обозначат ему просвет впереди, укажут тропинку к собеседнику, утешат его в горькой этой и все более и более духовно и материально нищающей жизни, а кого, быть может, и образумят, заставят вспомнить о Боге и ближнем своем…» - в этом видел Виктор Петрович Астафьев свое писательское предназначение.
«Затеси» - это мысли об увиденном зрелого человека, человека с большим жизненным опытом немало испытаний, но оставшегося сострадать и сочувствовать. Небольшие зарисовки из жизни, не глобальные исторические события, не судьбы страны, но краткие мгновения жизни людей. Но как они значимы, как внимателен автор к «мелочам», как интересна для него вся жизнь и в большом, и в малом!
В рассказе «Рукою согретый хлеб» звучит тема « Человек на войне».
Тема, ставшая знаковой в русской литературе 20 века. Человек проверяется на прочность, на героизм, на сформированность человеческих качеств: выстоять, не сломаться, не предать. Эта тема нам очень близка, тем неожиданнее прочитанное в рассказе «Рукой согретый хлеб» - частность происходящего ожесточенных войной людей на милосердие и сострадание.
Идея новеллы, на наш взгляд, очень не типична для темы войны в русской литературе - может ли человек остаться на войне человеком? но и человеком с живой, сострадающей другому, не близкому человеку, душой?
Название рассказа несет глубочайший, выстраданный годами после войны, смысл рассказа:
хлеб - это тепло русской печки, запах ржаного поля под горячим июльским небом, руки мамы… рукою согретый. Инверсия в названии усиливает смысловую нагрузку «рукою».
Сюжет прост и прозрачен, короткий эпизод в нескончаемой ленте войны. Возможно, на войне, он не воспринимался так значимо. Лаконичность сюжета, практически отсутствие отступлений и рассуждений автора, сосредотачивают читателя на глубине переживаний.
Начинается рассказ жестко, без вступления, и сразу четкая эмоциональная оценка происходящего: «Глухим зимним метельным утром …мерзлые буханки хлеба…есть хотелось нестерпимо» ; нет четкого обозначения времени, только косвенное «окопы» и в конце рассказа конкретно «шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо», когда читатель прочувствовал полную меру испытания героев. Читатель чувствует диссонанс происходящего « топора с собою не было»- на хлеб с топором? В то же время подчеркивается обыденность происходящего, о героях рассказа говорится подчеркнуто просто, не богатыри, не герои - уставшие, голодные люди. У рассказчика «болит горло», такая не военная болезнь.
романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов является второстепенным персонажем. Образ этого персонажа олицетворяет собой честность и порядочность, которая должна быть у каждого сына Отечества.
Иван Кузьмич, несмотря на свою долгую службу, всё ещё является комендантом крепости. Не умея льстить начальству и совершать неправильные с точки совести поступки, он не продвигается по службе. В крепости он хоть и является главным, но никаких смотров, учений и дозоров не проводит. Попытки научить солдат чему-нибудь не приносят пользы.
Капитан Миронов радушно принимает Петра Гринёва. Пётр отвечает взаимностью, не слушает клеветы Швабрина и видит, насколько семья коменданта дружная и сплочённая. Всеми делами крепости заведует жена капитана Василиса Егоровна. И тут можно увидеть, что Иван Кузьмич – подкаблучник с мягким характером, и жена оказывает на коменданта большое влияние. Иван Кузьмич также сильно любит свою дочь Марию, мечтает выдать её замуж за благородного и великодушного человека, несмотря на их бедность – из приданного у Маши только веник и гребень.
Но, несмотря на любовь к жене и дочери, Иван Кузьмич понимает, что нельзя их посвящать в военную тайну. Он выпроваживает Василису Егоровну с Машей из дому, и только потом зачитывает солдатам письмо. У капитана Миронова нет хорошего образования, есть лишь огромный опыт в войне с турками. Несмотря на это, единственная подготовка к набегу Пугачёва – вычищение пушки, которую не чистили без необходимости, и учреждение караулов. Не очень тщательные приготовления говорят о некой легкомысленности капитана и надежде, что Пугачёва остановят более близкие, подготовленные и вооружённые крепости.
Иван Кузьмич понимает, что Емельян Пугачёв возьмёт Белогорскую крепость, но всё равно продолжает сражаться. Он не признаёт в самозванце царя, хотя знает, что это могло бы ему жизнь. Но между жизнью предателя Родины и смертью капитан Миронов выбирает последнее, и вскоре оказывается на виселице. Увидев его бездыханное тело, Василиса Егоровна восклицает:» Не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!».
Источник: Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина