Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение «Бородино». В нём Лермонтов рассказывает о знаменитом Бородинском сражении. Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат только семь строк. Остальная часть произведения — это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле. Это придаёт стихотворению особую искренность и достоверность. В начале своего рассказа старый солдат говорит собеседнику: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Этими строками Лермонтов показывает своё отношение к молодому поколению солдат того времени и одновременно воспевает подвиг участников Отечественной войны. От лица старого солдата автор передаёт своё восхищение русскими воинами. Они, как и сам рассказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лермонтов описывает такие их качества, как патриотизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова: Что тут хитрить к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то время как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что французы узнали, «Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой!..» Словом «наш» автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объясняет не превосходством противника, а «Господней волей». Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: «…Рука бойцов колоть устала…». Но в его рассказе нет хвастовства, в нём — скорбь о тех, кто погиб. Особенно он сожалеет о гибели полковника, который личным примером доказал верность родине, призывая сдержать «клятву верности». Всё стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат — участников Бородинского сражения. Этому «могучему, лихому племени» Лермонтов противопоставляет «нынешнее племя». Своим произведением автор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради неё настоящие подвиги.
«онегин, добрый мой » - говорит пушкин о своем герое в начале романа. благожелательность, искренняя симпатия и в дальнейшем - на протяжении всего повествования будут доминировать в отношении автора к онегину. пушкин вводит евгения в круг своих друзей (в романе упоминаются чаадаев, катенин) , комментирует его поступки, предостерегает читателя от поспешных оценок. вместе с тем автор в первой же главе решительно дистанцируется от своего героя:всегда я рад заметить разность между онегиным и мной… эта глава, повествующая о детстве и юности онегина, о его воспитании, образовании, о праздной жизни столичного dandy, которую тот ведет в петербурге пронизана интонацией авторской иронии: «с ученым видом знатока» , «был глубокий эконом» , «кабинет философа в осьмнaдцать лет» . скучающему, потерявшему интерес к жизни евгению (таким герой предстает в первой главе) противопоставлен в повествовании образ его современника - автора романа. глазами этого жизнерадостного, страстного и умного лирического героя показана в романе картина современной пушкину культуры. театр для поэта - «волшебный край» , мир высокого искусства. здесь, вспоминает автор, блистали фонвизин, «сатиры смелый властелин» , катенин, воскресивший на сцене «корнеля гений величавый» , великая актриса семенова и знаменитый дидло. онегин же в театре зевает, интересуясь разве что закулисной жизнью «очаровательных актрис» . привлекательны для пушкина своей красочностью, атмосферой праздника («люблю я бешеную ») . онегину же «наскучил света шум» , его жизнь, не наполненная трудом, не имеющая цели, «однообразна и пестра» . красота мира открывается рассказчику и в любви («я помню морс пред ») , и в природе («я был рожден для жизни ») , и в общении с друзьями: в конце четвертой главы пушкин вспоминает беззаботную и творческую атмосферу дружеских пирушек и произносит шутливый гимн дружбе. онегин же воспринимает жизнь иначе: « чувства в нем » , « и дружба » , « ясно он, что и в деревне скука та же..» . автор не похож на своего героя, но в его отношении к евгению нет высокомерия. напротив, поэт стремится быть к нему справедливым. так, изобразив кабинет онегина в шутливо-ироничном тоне, он примирительно замечает:быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей..стремление выглядеть не прихоть онегина- таковы требования света. онегин горд; как и упоминаемый автором чаадаев, он боится «ревнивых осуждений» светских сплет бледной нищеты» и лаже гробы «с размытого кладбища» . образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. евгений - «человек обыкновенный» : он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой» , чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:и станем жить - и так до гроба, рука с рукой дойдем мы оба..в поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом евгения, его внешности, чертах характера. лишив евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. однако в экстремальной, критической ситуации евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества» . в мире бушующих стихий идиллия невозможна. параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон - «насмешка неба нал землей» ?«смятенный ум» евгения не выдерживает «ужасных потрясений» . он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги» . словно древний пророк, постигший неправедность мира, евг