ПУГАЧЁВ — герой поэмы С. А. Есенина «Пугачев» (1921). Историческая фигура Емельяна Пугачева транспонирована Есениным в поэтический, окрашенный трагическим лиризмом образ. Есенинский П. — воплощение идеи русского бунта, как бы его духовная ипостась. «Ведь он был почти гениальным человеком», — замечает поэт, работая над произведением. П. присуще нравственное осознание своей избранности. Он принимает на себя имя императора Петра, хотя «в мертвое имя влезть — тоже, что в гроб смердящий» . Стихийный мятеж, «бессмысленный и беспощадный» , не входит в замыслы П. Он упрямо отстаивает идею разумной войны. Образ П. сложен и противоречив: степной дикарь, с «медвежьим» темным нутром, он наделен светлым разумом, «светильником» мысли; он — мечтатель, чудак, «как в решето просеивающий плоть» , и свирепый мятежник, любимый чернью «за буйство и удаль» . Закономерен последний возглас-выкрик зажатого в угол изменой соратников П. : «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? » Он звучит как прощение отступникам и прощание с животворящей мечтой. Поэма написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение этого направления. Обилие сложных метафор, повышенная эмоциональность, почти «крикливость» стиха создают вокруг образа П. атмосферу тревоги, опасности, обреченности. Исследуя поэтику есенинского произведения, А. Марченко характеризует его как «драматизированную исповедь» , раскрывающую разные стороны души П. , разные фазы его самосознания, условно обозначенные именами сподвижников исторического П. : происходит драма одного героя, все остальные персонажи (Сторож, Караваев, Хлопуша, Зарубин и др. ) — его тени, маски, мысли, его сомнения, одетые в «плоть» . В 1921 году состоялась читка поэмы в театре Вс. Э. Мейерхольда (постановка не осуществлена) . «Пугачев» был поставлен Ю. П. Любимовым в Театре на Таганке (1967), главную роль исполняли Н. Губенко и В. Шаповалов
Объяснение:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды света в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле,
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
<1914>
размер : 4х-стопный хорей
отклонения : пиррихий : В зе ленях твоих стозвонных. -- --- пиррихий
придает
По меже, на пе реметке, -- стихотворению
Ре зеда и риза кашки. -- --- легкость и
И вызванива ют в четки -- --- - напевность +
Ивы – кроткие монашки. - на интонац. уровне
отражает переход
Курит облаком болото, - от восторж.
Гарь в небесном ко ромысле, - возгласов к
размышлению и
За таил я в сердце мысли. -- --- обратно
Чтоб скорей ее покинуть. -- ---
спондей : нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление)
РИФМА : полная, женская ( как народный стих), перекрестная
Фонетические средства : аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон –
[р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.)
[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме
[р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить)
ассонанс – [о] - 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор
[у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха)
Морфемные средства : префиксные: сто -звонные
постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото
Лексические :специальные – риза, четки (+ монашки => вера)
Окказионализмы – лонные воды
Диалектные – зеленя – озимь
Сравнения :развернутое:И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Прямое: ивы – кроткие монашки
Отрицательное – нет
Существительное в тв. п.: Курит облаком болото
Олицетворения : сердцу снятся, ивы вызванивают
Метафоры : скирды солнца, гарь в небесном коромысле
Гипербола:
Литота :
нет
Оксюморон :
Перифраз :
Эпитет А) метафорический : зелени стозвонные, >> лирических =>
Б) изобразительный : небесное коромысло => искренность
В) лирический : край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна
Метонимия :
НЕТ
Синекдоха :
Поэтический синтаксис : А) градация:
Б) повторы: нет
В) эллипсис: нет
Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.)
ПУГАЧЁВ — герой поэмы С. А. Есенина «Пугачев» (1921). Историческая фигура Емельяна Пугачева транспонирована Есениным в поэтический, окрашенный трагическим лиризмом образ. Есенинский П. — воплощение идеи русского бунта, как бы его духовная ипостась. «Ведь он был почти гениальным человеком», — замечает поэт, работая над произведением. П. присуще нравственное осознание своей избранности. Он принимает на себя имя императора Петра, хотя «в мертвое имя влезть — тоже, что в гроб смердящий» . Стихийный мятеж, «бессмысленный и беспощадный» , не входит в замыслы П. Он упрямо отстаивает идею разумной войны. Образ П. сложен и противоречив: степной дикарь, с «медвежьим» темным нутром, он наделен светлым разумом, «светильником» мысли; он — мечтатель, чудак, «как в решето просеивающий плоть» , и свирепый мятежник, любимый чернью «за буйство и удаль» . Закономерен последний возглас-выкрик зажатого в угол изменой соратников П. : «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? » Он звучит как прощение отступникам и прощание с животворящей мечтой. Поэма написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение этого направления. Обилие сложных метафор, повышенная эмоциональность, почти «крикливость» стиха создают вокруг образа П. атмосферу тревоги, опасности, обреченности. Исследуя поэтику есенинского произведения, А. Марченко характеризует его как «драматизированную исповедь» , раскрывающую разные стороны души П. , разные фазы его самосознания, условно обозначенные именами сподвижников исторического П. : происходит драма одного героя, все остальные персонажи (Сторож, Караваев, Хлопуша, Зарубин и др. ) — его тени, маски, мысли, его сомнения, одетые в «плоть» . В 1921 году состоялась читка поэмы в театре Вс. Э. Мейерхольда (постановка не осуществлена) . «Пугачев» был поставлен Ю. П. Любимовым в Театре на Таганке (1967), главную роль исполняли Н. Губенко и В. Шаповалов
Объяснение: