В ходе знаменательных исторических событий Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года наиболее полно, по мнению Толстого, раскрываются особенности нашего национального характера добро и правда» в сочетании с подлинным героизмом, незаметным и естественным, как сама жизнь, - вот те замечательные качества, которые проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в перерывах между боями, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Именно в годину всенародного бедствия обнажаются все лучшие национальные черты русского человека. А в трудных, экстремальных ситуациях острее видятся различия между людьми: одни лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, другие – патриоты по сути – отдают жизнь во имя общей победы. Первые – люди, преданные родине и народу, вторые – карьеристы, «маленькие наполеоны», чуждые интересам своей страны.
Изображая войну, Толстой выделяет не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких людей зависит ход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами расстроенные пехотные полки, растерянные солдаты. Их нравственное колебание, решающее участь сражение, готово разрешиться в пользу страха. Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. И не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. « Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться , побросали оружие и побежали». Здесь автор показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запоминает Тимохина и называет его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером».
Используя приём антитезы, писатель показывает нам верных сынов отечества и лжепатриотов , думающих только о своей корысти. Толстой противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному» миру придворных вельмож, военных интриганов, глубоко равнодушных к судьбам родины и своего народа. Даже Бородинское сражение для них «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Мы видим, какая пропасть отделяет петербургские салоны, двор, аристократию от народной жизни. Этим « трутням» не дано осознать ту опасность, которая угрожает стране, народу и им самим. Граф Растопчин, например, расклеивает по Москве глупые «афишки», призывая жителей города не оставлять столицы. Его самомнение огромно: ему кажется, что он управляет действиями людей, руководит их настроением посредством своих воззваний. Но они написаны языком, который народ не понимает и даже презирает. Таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако ещё более омерзительную картину представляют собой те, кто использует войну как средство наживы. Вспомним Берга, который в минуты всеобщего смятения ищет случая поживиться, он озабочен поиском «шифоньерки из красного дерева». И вот из такого высшего света приезжает в действующую армию «золотая молодёжь» , приезжает за чинами и орденами, пополняя ряды «военных трутней». Их формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм по отношению к рядовым солдатам можно расценивать как настоящее преступление. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько будущим его результатом, сколько заботами о своих наградах. Они внимательно следят за флюгером царской милости.
1)Многие писатели 19 века прибегали к одушевлению предметов,делая их главными действующими лицами своих произведений,как в рассказе Осоргина "Пенсне".Н.Гоголь -рассказ "Нос",басни И.Крылова,рассказы А.Чехова,сказки Салтыкова-Щедрина и В.Гаршина.
2)Определения метафоры и олицетворения.
Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.
Различные виды метафор :
-по сходству признаков предметов,явлений:-золотое яблоко (солнце) и глазное яблоко,крылья мельницы и крылья птиц (схожа форма предмета),
-по цвету,перенося прямое значение в переносное:-розовые лепестки и розовые мечты,чёрная зависть и чёрная краска,
-по сходству функций,перенос действия на предмет:дворник и дворники в автомобиле,сторож и молочный сторож(железная пластинка,не дающая молоку "убегать"),полилась вода и полилась мелодия,
-по сходству расположения предметов:нос на лице и нос лодки,лисий хвост и хвост поезда.
Метафоры добавляют тестам образность,добавляют новый,ёмкий смысл слов разгадать скрытый смысл произведений. Примеры из классики русской литературы:
-В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)-костёр рябины метафора,
-"пока свободою горим, пока сердца для чести живы..."(А.Пушкин)-"свободою горим" и "сердца живы"-метафоры,
-"Она поет - и звуки тают,"(М.Лермонтов)-"звуки тают-метафора,
"И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А А. Блок)-“очи. цветут… на берегу”-метафора.
Олицетворение-это перенос живых качеств на предметы,природу,
одушевление ,воплощение явлений природы в живом образе.Вид художественного тропа,когда применяется одушевление предметов, передача живых качеств явлениям природы или предметам.
"Дремлет чуткий камыш,"-"Потянул ветерок, воду морщит, рябит."
Объяснение:
В ходе знаменательных исторических событий Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года наиболее полно, по мнению Толстого, раскрываются особенности нашего национального характера добро и правда» в сочетании с подлинным героизмом, незаметным и естественным, как сама жизнь, - вот те замечательные качества, которые проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в перерывах между боями, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Именно в годину всенародного бедствия обнажаются все лучшие национальные черты русского человека. А в трудных, экстремальных ситуациях острее видятся различия между людьми: одни лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, другие – патриоты по сути – отдают жизнь во имя общей победы. Первые – люди, преданные родине и народу, вторые – карьеристы, «маленькие наполеоны», чуждые интересам своей страны.
Изображая войну, Толстой выделяет не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких людей зависит ход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами расстроенные пехотные полки, растерянные солдаты. Их нравственное колебание, решающее участь сражение, готово разрешиться в пользу страха. Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. И не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. « Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться , побросали оружие и побежали». Здесь автор показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запоминает Тимохина и называет его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером».
Используя приём антитезы, писатель показывает нам верных сынов отечества и лжепатриотов , думающих только о своей корысти. Толстой противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному» миру придворных вельмож, военных интриганов, глубоко равнодушных к судьбам родины и своего народа. Даже Бородинское сражение для них «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Мы видим, какая пропасть отделяет петербургские салоны, двор, аристократию от народной жизни. Этим « трутням» не дано осознать ту опасность, которая угрожает стране, народу и им самим. Граф Растопчин, например, расклеивает по Москве глупые «афишки», призывая жителей города не оставлять столицы. Его самомнение огромно: ему кажется, что он управляет действиями людей, руководит их настроением посредством своих воззваний. Но они написаны языком, который народ не понимает и даже презирает. Таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако ещё более омерзительную картину представляют собой те, кто использует войну как средство наживы. Вспомним Берга, который в минуты всеобщего смятения ищет случая поживиться, он озабочен поиском «шифоньерки из красного дерева». И вот из такого высшего света приезжает в действующую армию «золотая молодёжь» , приезжает за чинами и орденами, пополняя ряды «военных трутней». Их формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм по отношению к рядовым солдатам можно расценивать как настоящее преступление. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько будущим его результатом, сколько заботами о своих наградах. Они внимательно следят за флюгером царской милости.
1)Многие писатели 19 века прибегали к одушевлению предметов,делая их главными действующими лицами своих произведений,как в рассказе Осоргина "Пенсне".Н.Гоголь -рассказ "Нос",басни И.Крылова,рассказы А.Чехова,сказки Салтыкова-Щедрина и В.Гаршина.
2)Определения метафоры и олицетворения.
Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.
Различные виды метафор :
-по сходству признаков предметов,явлений:-золотое яблоко (солнце) и глазное яблоко,крылья мельницы и крылья птиц (схожа форма предмета),
-по цвету,перенося прямое значение в переносное:-розовые лепестки и розовые мечты,чёрная зависть и чёрная краска,
-по сходству функций,перенос действия на предмет:дворник и дворники в автомобиле,сторож и молочный сторож(железная пластинка,не дающая молоку "убегать"),полилась вода и полилась мелодия,
-по сходству расположения предметов:нос на лице и нос лодки,лисий хвост и хвост поезда.
Метафоры добавляют тестам образность,добавляют новый,ёмкий смысл слов разгадать скрытый смысл произведений. Примеры из классики русской литературы:
-В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)-костёр рябины метафора,
-"пока свободою горим, пока сердца для чести живы..."(А.Пушкин)-"свободою горим" и "сердца живы"-метафоры,
-"Она поет - и звуки тают,"(М.Лермонтов)-"звуки тают-метафора,
-"Дул север. Плакала трава" (А.Фет)-"плакала трава-метафора.
"И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А А. Блок)-“очи. цветут… на берегу”-метафора.
Олицетворение-это перенос живых качеств на предметы,природу,
одушевление ,воплощение явлений природы в живом образе.Вид художественного тропа,когда применяется одушевление предметов, передача живых качеств явлениям природы или предметам.
"Дремлет чуткий камыш,"-"Потянул ветерок, воду морщит, рябит."
-"И стоит себе лес, улыбается"(И.Никитин).
"Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой."
(Ф.Тютчев.)