Рис. 1. Гомер, древнегреческий аэд (Источник) Гомер – величайший аэд Древней Греции. Аэды – это профессиональные певцы, которые перерабатывали народные предания и исполняли поэмы под аккомпанемент струнного инструмента, лиры или кифары. Аэд – (греч. aoidos, от aeido - пою, воспеваю) – древнегреческий профессиональный поэт и певец, исполнитель эпических песен. Из поколения в поколение аэды передавали традиции своего ремесла и старинные песни-сказания. Аэды были неизменными участниками торжеств, пиров, соревнований; помимо находившихся на службе общин и царей, существовали и аэды странствующие. Аэды пели, аккомпанируя себе на струнном щипковом инструменте форминксе… Аэды вносили в своё пение элементы импровизации, дополняя и видоизменяя традиционные песни-сказы, создавая новые… Позже искусство аэдов было утрачено. (Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 272).
Поэмы Гомера - неотьемлемая часть общеевропейской культуры. Их сюжет и персонажи в течение столетий были близки каждому образованному человеку, поскольку эти поэмы входили в обязательное классическое образование.
Хотя и записанные на архаичном языке, отличном от греческих диалектов, на которых говорили в классическую эпоху, «Илиада» и «Одиссея» оставались в продолжение всей античности главными культурными текстами. Их выучивали на память школьники, в них искали образцы поведения и приемы воспитания.
Средние века и новое время продолжают обращаться к ним как к основополагающим творениям мировой культуры.
На протяжении всей греческой истории поэмы Гомера служили богатейшей сокровищницей символических и художественных образов. Именно к Илиаде восходит образ Ахилла, блистательного юноши, которому пришлось заплатить за свою славу преждевременной гибелью; дружба Ахилла с Патрокла – образец глубокой мужской привязанности; Агамемнон – олицетворение вождя, отягощенного бременем ответственности, иногда непосильной; Нестор, старейший в совете греческих вождей, – образец старого и мудрого советника. К Одиссее восходит образ Пенелопы – верной жены (контрастирующий с образом неверной жены Агамемнона Клитемнестры, убивающей мужа после его возвращения) и самого Одиссея – странника, никогда не теряющего присутствия духа. В Илиаде тот же Одиссей предстает в несколько ином облике – как ближайший предводителя греческого войска, хитрый и лишенный щепетильности политик. Эти черты он сохраняет и в послегомеровских мифах.
Хотя и записанные на архаичном языке, отличном от греческих диалектов, на которых говорили в классическую эпоху, «Илиада» и «Одиссея» оставались в продолжение всей античности главными культурными текстами. Их выучивали на память школьники, в них искали образцы поведения и приемы воспитания.
Средние века и новое время продолжают обращаться к ним как к основополагающим творениям мировой культуры.
На протяжении всей греческой истории поэмы Гомера служили богатейшей сокровищницей символических и художественных образов.
Именно к Илиаде восходит образ Ахилла, блистательного юноши, которому пришлось заплатить за свою славу преждевременной гибелью; дружба Ахилла с Патрокла – образец глубокой мужской привязанности; Агамемнон – олицетворение вождя, отягощенного бременем ответственности, иногда непосильной; Нестор, старейший в совете греческих вождей, – образец старого и мудрого советника.
К Одиссее восходит образ Пенелопы – верной жены (контрастирующий с образом неверной жены Агамемнона Клитемнестры, убивающей мужа после его возвращения) и самого Одиссея – странника, никогда не теряющего присутствия духа. В Илиаде тот же Одиссей предстает в несколько ином облике – как ближайший предводителя греческого войска, хитрый и лишенный щепетильности политик. Эти черты он сохраняет и в послегомеровских мифах.