Тургенев видел в базарове лицо "трагическое", прежде всего потому, что время базаровых не пришло. точка зрения автора слышна в горьких словах базарова, которые он произносит перед смертью: "я нужен россии… нет, видно не нужен". автор сам не мог представить, как будет действовать его герой. писарев так объясняет это: "не имея возможности показать нам, как живёт и действует базаров, тургенев показал нам, как он умирает". перед лицом смерти проявляются лучшие свойства базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к одинцовой; жажда жизни, подвига; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. тургенев завершил судьбу евгения смертью, но на этом роман не заканчивается. автор завершает роман эпилогом, в котором рассказывает о том, как сложились судьбы героев романа после смерти базарова. и мы видим, что все (за исключением стариков-родителей и доброй кати, которая иногда вспоминает евгения) продолжают жить так, как если бы никакого базарова вообще не было. этим тургенев показывает, что евгений ничего не достиг в этой жизни, ничем не запомнился окружающим, а наоборот быстро был забыт. итог жизни базарова невольно напоминает строки лермонтова: толпой над миром мы пройдем без шума и следа. ни бросившим векам, ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда. в этом отражается неверие автора в то, что люди базаровского склада найдут путь обновления россии. но то, какой любовью к своему герою проникнуты последние строки романа, свидетельствует о нравственной силе базарова и его большого общественного значения. тургенев писал: "если читатель не полюбит базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели". эпилог понять смысл романа. в эпилоге автор описывает могилу базарова и говорит, что цветы на могиле "говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной… ". скорее всего, тургенев имел в виду то, что споры "отцов и детей" вечны. именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.